Проект © НОРДИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
Канонические церковные памятники XIII-XVIII веков дают представление о том, что считали в те времена грехами и какое наказание за них накладывали. Все тексты имеют разные адресаты. Одни из них предназначены для мирян, отдельно мужчин и женщин, другие для чернецов, иноков и священнослужителей. Интересно, что мужчинам-мирянам (XVIII век) на исповеди надлежало рассказать о том, не грешат ли они сребролюбием, лицемерием, не имеют ли на кого зла, а о содомском грехе спрашивали только в случае, если мужчина грешил малакией (мастурбацией). Если такового греха не было, то дальше его и не расспрашивали. По-иному дело обстояло с чернецами и иноками. Их подробнейшим образом расспрашивали о гомосексуальных контактах, включая взаимную мастурбацию и половой акт. Рассказывать о подобных грехах на исповеди им надлежало в подробностях, например, "многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся". Один и тот же грех предполагал разное по тяжести наказание для мирян и иноков. На них накладывалась более строгая епитимья.
В данной подборке основой упор сделан на записи, связанные с мастурбацией, мужеложеством и другими "содомскими" грехами. Для того чтобы было с чем сравнить тяжесть наказания за "голубые" грехи, мы привели несколько выписок, касающихся скотоложества. Любопытно, что за скотоложество предполагалось меньшее наказание, чем за мужеложество, в то же время некоторые "гетеросексуальные" грехи наказывались строже, чем "голубые". Интересно также, как от века к веку менялось отношение к одному и тому же греху. Так, в XIV веке за содомский грех предполагали 3 года "сухояста", а в XVIII веке за мужеложство – 26 лет епитимьи и 300 поклонов в день.
Есть, конечно, и забавные с точки зрения
морали XXI века грехи. Например "Если кто на восток помочится стоя, да
поклонится 300 раз", а "Пересекавшимся струями, когда мочились, –
12 дней (сухо есть)". В целом, если вчитываться внимательно, то можно
сделать довольно много интересных выводов – о том, насколько
распространенным был такой грех как мужеложество, о том, каким
"изощренным" подчас был "содомский грех". То, в чем каялись иноки XVII
века, иногда просто поражает богатством фантазии: "некогда ниц лежа в
воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу,
сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого
животного, и тем в свой проход блудил".
КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIII-XVIII вв.
XIII век
Особая редакция "Вопрошания Кирика".
Из "Двух правил монахам".
Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.
XIV век
Из "Вопрошанья-исповеданья".
Сзади блуд сотворив – 40 дней сухояста.
С кумом или с ближним игра до семени – 40 дней сухо есть.
Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть).
А это великие грехи
Содомский грех – 3 года.
Мужеложество – 3 года.
Из "Правила о верующих в гады".
О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.
Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.
Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.
XV век
Вопрос мужам
Или содомский блуд сотворил? Пост – 3 дня.
Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи – 3 лета или 4.
Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи – год или два.
Если в свою руку блудил или в чужую – 3 месяца епитимьи.
Из "Некоторой заповеди" – худого номоканона
Если кто поп со скопцом обрящется в блуде,
да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет
да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается
на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 – вечером...
Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем.
Из "Правил Халкидонского собора"
Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.
Вопрос женам
Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост – 40 дней.
Из "Исповедания попом и дьяконом"
Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?
XVI век
Из "Поновления священноинокам"
Господине, отце, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). [...] И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.
Из древнерусских переводов номоканона Иоанна Постника
Если мирской человек займется рукоблудием – 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны. Если же такое случится с иноком, пусть 60 дней сухо есть, без причащения пребывая, постяся каждый день и непрестанно моляся. Тако же и священник.
Если инок впадет в истицание (семенной скверны) – 60 дней сухо да ест, строгий пост до 30 дней и по 300 поклонов ежедневно, пока не упадет до усталости.
Из "Правила святых (отец) о епитимьях"
Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья – 6 дней, поклонов – по 30 на день.
Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
А иные с присными беззаконство творят – в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья – 7 недель, поклонов по 150 на день.
Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост – 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов – по 150 в день.
Из "Правила с именем Максима"
Мужам не достоит в женских портах ходить, а
жене в мужних.
Если кто сам на себе блуд сотворит – 40 дней поста ему.
Из "Вопрошания апостольского"
Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Речь Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.
Из "Правила "Аще двоеженец..."
Правило святых апостол и святых отец
... А прелюбодей или со скотом творящий блуд – 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.
Вопрос к мужам
Если содомский блуд сотворил, епитимьи – 3 лета.
Если в руку блуд сотворил, епитимьи – 3 недели.
Если со скотиною – 40 дней поста.
Вопрос мужам и отрокам
Или свой проход рукою щупал, или у парубков?
Или уд свой вздвигал рукою на блуд?
Или в женском платье плясал?
Из "Вопросы игуменам и священноинокам"
Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?
Без надписания
Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:
• блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;
• содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;
• в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;
• ручным блудом безчисленно;
XVII век
Из "Заповедей святых отец"
Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи – 8 лет, а причастие – от Пасхи до Пасхи. А поклонов – по 25 в день.
Из "Иноческого без надписания" и из "Поновления инокам"
Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:
• господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;
• многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;
• на друга взлазя люблением страстным;
• некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.
• Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;
• С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;
• Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;
• Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;
XVIII век
Вопросы из сборной рукописи XVIII в.
О блудниках
ВОПРОСЫ |
ЕПИТИМЬЯ/ЛЕТ |
ПОКЛОНОВ/ДЕНЬ |
Мужеложник? |
26 |
300 |
Не играл ли с кумами до излияния скверны? |
40 |
80 |
Не блудил ли рукою или ногою сквозь портно? |
21 |
200 |
Не чесался ли с похотью до излияния скверны? |
40 |
60 |
Не помышлял ли на скот с блудным похотением? |
7 |
20 |
Не рукоблудствовал ли своеручно? |
40 |
50 |
Не рукоблудствовал ли друг с другом, ты – его, а он – твой уд? |
80 |
50 |
Не хватал ли кого за срамной уд? |
3 |
100 |
"Общие вопросы мирянам без надписания"
Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли?
Осязания между вами нечистого не было ли?
Малакий не делаешь ли?
И
если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о
птицеложестве обстоятельно.
Публикуется по Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
"А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: "ЛАДОМИР", 1999. С. 335-344.