Проект © НОРДИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

[в раздел] [на главную]

 

© Д. Алексеев, перевод с коптского.

 

К Н И Г А   Ф О М Ы

 

 

(138) Слова сокровенные, которые сказал Спаситель Иуде Фоме. Их записал я, Матфей. Я шёл, слушая их, говорящих друг с другом.

 

Сказал Спаситель: Брат Фома, пока у тебя есть время в мiре, слушай Меня, и Я открою тебе то, о чём ты подумал в сердце своём.

 

И поскольку сказано, что ты Мой близнец и Мой друг истинный, исследуй себя, - кто ты, и как ты существуешь, и каким образом ты будешь существовать. Поскольку тебя назовут Моим братом, не должно тебе быть не познавшим себя самого. И Я знаю, что ты познал, ибо ты уже познал Меня, ибо Я – Знание Истины. И пока ты идёшь со Мной, даже если ты незнающий, ты уже знаешь. И назовут тебя познавшим себя самого, ибо не познавший себя не познал ничего, познавший же себя самого уже получил знание о глубине всего. И поэтому ты, брат Мой Фома, увидел сокрытое от людей, то есть обо что они претыкаются, не зная.

 

Сказал Фома Господу: Потому-то я прошу Тебя, чтобы Ты рассказал мне о том, о чём я спрашиваю Тебя перед Твоим вознесением[1]. И когда я услышу от Тебя о сокровенном, я смогу рассказать о нём. И очевидно мне, что истину трудно творить пред людьми.

 

Спаситель ответил, говоря: Если то, что вы видите, - тайна для вас, как вы сможете услышать о невидимом? Если вам трудно творить дела истины, видимые в мiре, как же вы будете творить принадлежащее величию вышнему и полноте незримой? Как же вас назовут делателями?[2] Поэтому вы - ученики и не приняли величия совершенства.

 

Фома ответил, сказал Спасителю: Расскажи нам о том, о чём Ты говоришь, что оно не видимо, но сокрыто от нас.

 

Сказал Спаситель: Все тела существуют как животные, они рождены […] Они явлены подобно […] он сам. Небесные же не как видимые, но они (139) явлены в своём собственном корне, и их плод питает их. Эти видимые тела поедают подобные им твари. Поэтому тело изменяется, изменчивое же истлеет, погибнет. И нет у него надежды живой отныне, ибо это тело – животное. И как тела животных истлевают, так истлеют и эти изделия. Разве оно не от совокупления, как принадлежащее животным? Если оно от него, как же оно сможет приобрести большое отличие от них? Поэтому вы малы, пока не станете совершенными.

 

Ответил Фома: Поэтому я говорю Тебе, Господи, что говорящие о невидимом и трудно толкуемом подобны стреляющим из лука[3] в цель ночью. Они стреляют, как стреляющие в цель, но её не видно. Когда же выйдет свет, он сокроет тьму. Тогда дело каждого станет видно.[4] Ты же наш свет светящий, Господи!

 

Сказал Иисус: Свет пребывает в свете.

 

Сказал Фома, говоря: Господи, почему свет видимый, светящий для людей, восходит и заходит?

 

Спаситель сказал: О, блаженный Фома! Свет видимый стал светить ради вас, чтобы вы не остались в этом мiре, но ушли из него, и когда все избранные оставят животное естество, тогда свет уйдёт к своей сущности, и его сущность примет его, ибо он добрый слуга.

 

Тогда Спаситель продолжил и сказал: О, неисследимая любовь света! О, горечь огня, горящего в телах людей и их мозгах. Он пылает в них ночью и днём, сжигая члены людей и опьяняя их сердца. И их души он приводит в безумие, возбуждая их в мужах и в жёнах, во дне и в ночи, и возбуждает их возбуждением тайно и явно. Ведь мужи возбуждаются с жёнами, и жёны с мужами. Поэтому (140) говорят, что каждый, ищущий истину от истинной мудрости, устроит себе крылья, чтобы лететь. Он избегает похоти, сжигающей дух людей, и он устроит себе крылья, избегая всякого явленного духа.

 

Фома ответил, говоря: Господи, об этом-то я и спрашивал Тебя, поскольку я понял, что Ты благ для нас, как Ты сказал.

 

Вновь ответил Спаситель, Он сказал: Поэтому необходимо нам сказать вам, что это учение совершенных, и если вы хотите стать совершенными, соблюдайте это, если нет, ваше имя – неразумные. Поскольку не сможет мудрец жить с глупцом. Ведь мудрец совершенен во всяческой премудрости, глупец же – добро и зло равны едино для него. Ведь мудрец будет питаться от истины и станет как древо, растущее над водой текущей[5]. Поскольку некоторые, имя крылья, стремятся к видимому, - они далеки от истины. Ибо ведущий их, то есть огонь, даст им призрак истины и осветит их красотой тленной, и пленит их сладостью тьмы, и похитит их удовольствием пахучим. И он ослепит[6] их похотью ненасытной, и зажарит их души, и станет для них как кол, вбитый в их сердце, который они не смогут вырвать вовеки, и как уздечка у них во рту, увлекающая их к их собственным желаниям[7].

 

И они связаны своими цепями, и все их члены скованы горечью оков похоти к тому, что видимо, и истлеет, и изменится, и обращается согласно влечению. Они во всякое время увлечены с небес на землю, они губят себя, увлекаясь всем скотством скверны.

 

Ответил Фома, сказал: Это очевидно. И сказано: "Многое […] незнающим […] душа […]

 

Ответил Спаситель, говоря: Блажен мудрый человек, который искал истину и, найдя, упокоился (141) на ней вовеки. И он не испугался желающих смутить его.

 

Ответил Фома, сказал: Это хорошо для нас, Господи, упокоиться на принадлежащем нам?

Сказал Спаситель: Ведь это полезно и хорошо для вас. Поскольку видимое людям исчезает, ибо сосуд плоти исчезнет. И если он пропадёт, он будет среди явных, видимых. И тогда видимый огонь мучает его из-за любви надежды, которая была у него до этого времени. Вновь они будут собраны к видимому. Созерцающие же незримое без первой любви[8] истлеют в заботах жизни и жаре огня. Через малое время видимое исчезнет. Тогда появятся безобразные образы и они будут вечно пребывать среди могил, над трупами, в мучении и погибели души.

 

Фома ответил и сказал: Что есть у нас, чтобы сказать им, и что мы скажем слепым людям, и какое учение мы скажем этим несчастным смертным, говорящим: "Мы пришли к добру, а не к проклятию"? Ещё они скажут: "Если бы мы не были рождены в плоти, мы не знали бы скверны".

 

Сказал Спаситель: Поистине, эти пусть не будут для тебя людьми, но считай их животными, ибо как животные пожирают друг друга, так и они, люди такого рода, пожирают друг друга. Но они лишены, поскольку любят сладость огня, и они рабы смерти, и стремятся к делам скверны. Они исполняют похоти отцов своих. Они будут брошены в пропасть, они будут измучены мучением горечи их злого естества, ибо их будут бичевать, чтобы преследовать их до места, которого они не знают, и заберут из их членов не в надежде, но в отчаянии. И они радуются […] безумие и исступление […] они следуют за исступлением сердца, не понимая своего безумия, думая, что они мудры […] их тело […] (142) и их сердце обращено на них самих, и их мысль – об их делах. Пламя сожжёт их.

 

Фома ответил, сказал: Господи, что будет делать тот, кто брошен к ним?

 

Спаситель ответил, сказал: Что явлено тебе?

 

Ответил Иуда, прозванный Фомой: Ты – Господь! Тебе подобает говорить, мне же слушать Тебя.

 

Спаситель ответил: Слушай, что Я скажу тебе, и поверь в истину. Тот, кто сеет, и то, что сеют, исчезнет в огне – в огне и в воде – и они сокроются в могиле тьмы. И после долгого времени они появятся как плод злого древа. Их мучают, их губят ртами животных и людей в отвращении злом с ветрами и воздухом и светом, светящим свыше.

 

Фома ответил, сказал: Ты убедил нас, Господи! Мы поняли в своём сердце, и очевидно, что это так. И Твоё слово без ревности. Но слова, которые Ты говоришь нам, - посмеяние для мiра и глумление[9], поскольку их не знают. Как же мы сможем проповедовать их, ведь с нами не считаются в мiре?

 

Спаситель ответил, сказал: Аминь, Я говорю вам! Тот, кто будет слушать ваше слово и отворачиваться, или глумиться, или насмехаться над ними – аминь, Я говорю вам! – он будет отдан верховному архонту, господствующему над всеми властями, царствуя над ними. Он повернёт его и сбросит с неба на дно пропасти, он заключит его в месте тесном, тёмном. Он не сможет повернуться или двинуться из-за великой глубины преисподней и тяжкой горечи ада, который прочен […] их в него […] им не будет прощено […] безумие […] он преследует вас […] они будут преданы […] ангел тартара […] пламя преследует их […] (143) пламенные плети, и они бросают искры в лицо того, кого преследуют. Убегая на запад, он находит пламя, повернувшись на юг, он находит его и там, если он повернётся на север, его встречает угроза огненная, бурлящая. И он не найдёт пути на восток, чтобы пойти по нему и спастись. Ведь он не нашёл его в день, когда был в теле, чтобы найти её в день суда[10].

 

Тогда Спаситель продолжил, говоря: Горе вам, безбожным, не имеющим надежды, опирающимся на то, чего не будет!

 

Горе вам, надеющимся на плоть и темницу, которая погибнет!

 

Доколе вы будете пребывать в забытьи? И нетленное – вы думаете о нём, что оно также истлеет. И ваша надежда опирается на мир, и ваш "бог" – эта жизнь, которой вы губите свои души!

 

Горе вам в огне, горящем в вас, ибо он ненасытен!

 

Горе вам от колеса, вращающегося в ваших мыслях!

 

Горе вам от горения, которое в вас, ибо оно пожрёт вашу плоть в видимом и разорвёт ваши души в сокрытом, и приготовит вас для тех, кто с вами!

 

Горе вам, пленники, ибо вы скованы в пещере! Вы смеётесь, радуясь в безумном смехе, вы не понимаете своей погибели, и не понимаете, в чём вы, и не знаете, что вы во тьме смерти, но вы опьянены огнём и полны горечи, и ваше сердца иступлены из-за горения, которое в вас. И сладок для вас яд и удар врагов ваших. И тьма поднялась для вас как свет. Ибо свою свободу вы отдали рабству. Вы сделали свои сердца тёмными сердцами, и ваши мысли вы отдали глупости, и вы наполнили ваши мысли дымом огня, и скрылся ваш свет в облаке [тьмы ?], и одежду, которая на вас, […] и вы связаны надеждой, которой нет. И кому вы поверили? Вы не знаете, что пребываете в […] вас как […] (144) Вы крестили свои души водой тьмы! Вы ходили по своей собственной воле!

 

Горе вам, пребывающим в заблуждении, не видящим света солнца, судящего всё, созерцающего всё, ибо он проходит над всеми делами, чтобы поработить врагов. И ещё вы не понимаете луны, как она ночью и днём смотрит вниз, видя тела убитых ваших.

 

Горе вам, любящим сожительство с женственностью и грязное совокупление с ней.

 

И горе вам от властей вашего тела, ибо они унизят вас!

 

Горе вам от действий лукавых бесов!

 

Горе вам, влекущим свои члены в огонь! Кто прольёт на вас росу покоя, чтобы вы угасили множество огня, которое в вас, и ваш жар? Кто даст вам солнце, чтобы оно сияло над вами из тьмы, которая в вас, и скрыло тьму и грязную воду?

 

Солнце и луна дадут вам аромат, и воздух, и дух, и землю, и воду. Ибо если солнце не светит над телами, они засыхают и увядают как зелень или трава. Если солнце светит на неё, она усиливается и заглушает виноградную лозу. Если же усиливается виноградная лоза, она затеняет траву и всё остальные растения, растущие с ней, она ширится и распространяется, она одна наследует землю, в которой растёт. Она господствует над всем местом, которое затенила. Тогда же, возрастая, она господствует над всей землёй, она полезна для своего господина, она угодна ему весьма, ибо ему пришлось много трудиться из-за растений, пока он не вырвет их, но виноградная лоза заглушила их, они умерли, они стали подобными земле.

 

Тогда Иисус продолжил, Он сказал: Горе вам, ибо вы не приняли учения! Незнающие будут трудиться, проповедуя, ибо вы подготовите их и войдёте в […] пошлёт их вниз […] вы убиваете их ежедневно, (145) чтобы они воскресли из мёртвых.

 

Блаженны вы, предвидящие соблазны и избегающие чуждого.

 

Блаженны вы, оскорбляемые и презираемые ради любви к вам вашего Господина.

 

Блаженны вы, плачущие и угнетаемые не имеющими надежды[11], ибо вы будете освобождены от всех оков.

 

Бодрствуйте и молитесь[12], чтобы не появиться в плоти, но чтобы выйти из оков горечи жизни. И молясь, вы найдёте покой, ибо вы оставили за собой труд и оскорбление сердца. Ибо когда вы выйдете из трудов и страстей тела, вы получите покой[13] от Благого, и воцаритесь с Царём, соединившись с ним, и Он соединится с вами отныне и во веки веков. Аминь.

 

Книга Фомы Знатока, написанная для совершенных.

 

Поминайте меня, братья мои, в ваших молитвах.

Мир святым и духовным.


 

 

 


 

ПРИМЕЧАНИЯ :

 

[1] Мк 16:19; Лк 24:51.

[2] Мф 9:37; Лк 10:2.

[3] В рукописи "метающим стрелы".

[4] 1Кор 3:13; Ин 3:21.

[5] Пс 1:3.

[6] Ин 12:40; 1Ин 2:11; 1Кор 4:4.

[7] Иак 3:3.

[8] Откр 2:4.

[9] 1Кор 1:23.

[10] Мф 10:15; 11:22, 24; Лк 10:14.

[11] Еф 2:12; 1Фес 4:13.

[12] Мк 14:38 (Мф 26:41/Лк 22:46).

[13] Мф 11:29; 12:43; Лк 11:24; Откр 14:11.