Проект © НОРДИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

[в раздел] [на главную]

 

Андрей Купцов

 

Византийская зараза пришла в дикую Россию

 

Когда Иван № 3 (1462-1505) женился на племяннице византийского императора Зое Палеолог, то Россия подложила под свою судьбу мину замедленного действия. Греки принесли в Россию сатанинский культ Императора (как выразителя Воли Митры), который был закамуфлирован под псевдо-Православие «Византийского» образца, которое в России превратилось в «Русское Православие», с помощью которого русский народ стали превращать в быдло. С христианством было покончено где-то в четвёртом веке, когда от него отказались как доктринально, отвергнув истинное соблюдение Святого Апостольского Канона, так и внутренне, когда при явной потере БЛАГОДАТИ в храмовых таинствах, вместо тотального покаяния и начала заново истории Христианства, с этим грехопадением согласились, и спокойно заменили Благодать на обрядоверие.

 

 (О Митре, верховном Идоле который встал во главе Пантеона периода конца Империи, разговор особый, это сложная тема, но главное в том, что подмена смысла храмового служения прошла вне осознания этого факта у граунд пипла. До сего дня, кстати.) Ну а то, что даже личным родовым идолом Палеологов стал жуткий хтонический идол Гермафродит – Бафомет, я вам наглядно сказал в начале книги.

 

Но даже если и не задумываться о том, какую мистическую основу несли греки приехавшие с Зоей Палеолог, можно посмотреть на историю России и увидеть какую-то странность. Прежде всего, это полная нестыкуемость с историей Европы. Это какой-то странный параллелизм, отстранённость от нормальной истории Европейской цивилизации. Где-то плыли через Океан и открывали новые Континенты. Где-то сменили концепции мировосприятия и создали науку и искусство. Где-то гуманитарии своих стран создавали формализированные концепции государственного и общественного устройства.

 

А в России столетия не изменяемо существовал пыточный зоологический Неолит, когда на гигантских гниющих пространствах, подчинённых лютому Хану, к традиционным убогим хижинам смрадных стоянок тотально забитых и бесправных рабов, добавились здания-храмы с залупой Сатаны на крыше, в которую, в свою очередь, как символ Земной победы над Спасителем, втыкали орудие мирской казни Христа – Крест. И под этими залупами, местные казённые жрецы-шаманы, окормляя «свыше» лютый садистский кошмар Российского существования, вбивали в головы голодных, ограбленных рабов оправданность «Богом» этого трупного и пыточного псевдобытия. С якобы узаконенной от «Бога» системой жуткого социального неравенства, с правом барина (князя, воеводы и т. п.) Пытать, Насиловать, пороть и убивать своих «братьев во Христе» столетия подряд. И самое страшное в том, что человеку вбивалась в голову –

 

 

НЕИЗБЫВНОСТЬ ЭТОГО ПОВСЕДНЕВНОГО УЖАСА – ЕГО ВЕЧНОСТЬ

 

Когда в Россию, в Москву вместе с Сонькой Палеолог припёрлись греки и другие иностранцы, то выяснилось, что в столице не было каменных домов.

 

Не было даже того конструктивно и эстетически обозначенного центра города, который уже давно в Европе в каждом захудалом местечке Германского или Венгерского (Испанского, Английского.) княжества представлял замок «Барона» и Храм. Кремль Москаб-Кышлак был обнесённым забором скотным двором с хижинами челяди местного Башкарма-Хана-Князя, который и сам обитал в таком же «Тереме-Хижине» (от «Терема» пошла «Тюрьма»).

 

Позвали иностранцев – итальянцев.

 

По дикости, называли приехавших мастеров по русифицированным именам плюс национальность. Почему-то итальянцев называли – Фрязины. Вот так первые архитекторы Италии, которые начали каменизировать столицу нашей родины, были Джовани (имярек), Марко и Антонио (имярек). В нашей стране и истории они стали Иван Фрязин, Марк Фрязин и Антоний Фрязин… Самый известный Аристотель Фиораванти, который построил в Кремле Успенский собор (1471-78), проектировщики ("Русской") грановитой палаты, архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возвели вокруг Кремля каменные зубчатые стены с 18-ю башнями без шатров (1485-95). Вся остальная Москва была деревянная.

 

Конечно, исключения были. В 1450 г. построил себе каменный сундук митрополит Иона, в 1473 г. – митрополит Геронтий. Чуть раньше, в 1470 г., выстроил кирпичные палаты гость-купец Таракан (близь Спасских ворот). Чуть позже – боярин Д. В. Ховрин и ростовщик-жидовин Вовкис Жириновский.

 

Чтоб Вам хоть как-то сопоставить технико-эстетитческие возможности Европы в отношении к этой несчастной архитектуре и немыслимое отставание Бардакстана Ля Рюс, просто возьмите хоть какой-нибудь учебник истории искусства, и посмотрите, что делали в городах Европы к этому периоду.

 

Это немыслимая разница, разум просто отказывается это понимать. Уже кончился Романский стиль, и по сути заканчивалась Готика, сквозь который прорывался Ренессанс. Чтоб Вам такое назвать самое известное? Ну, в макаронной Италии уже построен Дворец Дожей, Собор Санта-Мария дель Фьёре во Флоренции с его знаменитым супер-куполом. В Испании собор в Бургосе, собор в Севилье. В Индии построен громадный комплекс храма Шивы в Чидамбараме. В Германии собор во Фрейбурге, собор в Кёльне. Хотя в Германии, в техническом плане, архитектура обгоняла Европу на пару столетий.

 

Но самое главное это то, что европейский город не выглядел как-то контрастно, когда величественный собор (тот же Успенский), стоит в окружении жалких курных избушек городского люда.

 

К этому времени, европейский город уже сложился как совершенный архитектурный ансамбль в том экскурсионном виде, в котором мы (если кому повезёт) можем его видеть, если походить по какому либо Майнцу, Праге или Толедо.

 

В 1492 году, в Кремле была начата постройка кирпичного государева дворца (на белокаменном основании), но случился пожар, леса сгорели вместе с перекрытиями и закончили оный только в XVI веке, в 1508 году при Василии III (правил с 1505 по 1533 год).

 

В том же году Алевиз Фрязин прокопал ров со стороны Красной площади и соединил Москву-реку и Неглинку (по некоторой версии миланец Алевиз и был автором грановитой палаты (1491 г.)).

 

Я это к тому, чтобы вы помнили, что в начале XVI века в России не существовало какого-то теоретического и профессионального обеспечения даже для достаточно простого гражданского строительства.

 

В тот период Леонардо написал свою Джоконду. Оттиски с гравюр Дюрера продаются по Европе. Микеланджело вырубил своего Давида. В Европе знать средней руки живёт во дворцах, а в России олигарх, граф Шереметьев, строит в Останкино деревянный “дворец”, куда, в этот оштукатуренный сарай, нас до сих пор водят на экскурсию, но не показывать убожество русского царизма, а восхищаться им!

 

 

 

 

 

* * *

 

ДИКОСТЬ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

От XVII и далее. Теперь в XVIII-й век – начало  индустриальной эпохи. Тут, как говорится, "кто не успел – тот опоздал". Я о "Промышленной революции", она же "Промышленный переворот". Это (по В.И. Ленину)  “Совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, ознаменовавших переход от мануфактурной стадии к фабричной системе капиталистического производства, опирающегося на машинную технику". Запомните последнее – “Машинная техника". Ленин еще больше усиливает этот фактор: “…Крутое и резкое преобразование всех общественных отношений под влиянием машин”.

 

Как вы помните, лидером этого процесса стала Англия. Собственно говоря, когда "мы говорим "промышленная революция" – подразумеваем – Англия". Результат известен – в ХIХ веке Англия мировой, а в начале XX века – общеевропейский лидер. А если брать в расчёт качество английских изделий, которыми пользуется обычный гражданин и Лорд, то и в наше время, это будет лучший, за редким исключением, образец в классе и в мире. Россия, если уровень технической оснащенности рассматривать не в абсолютных цифрах, а относительно технического обеспечения каждого жителя – самая отсталая страна цивилизованного мира.

 

Промышленная революция началась в конце XVIII века, когда образ и формы существования европейских стран не имели какого-то существенного отличия. За Англией рванули все, а результат известен. Правда, не все так просто с Германией. Ведь если, скажем, Испания, Франция, Россия, Румыния и т. п. – монархии с неограниченными правами руководителя, который мог бросить все силы на промышленное перевооружение "своего" государства, то Германия это набор германоязычных княжеств. Но в них получил развитие какой-то фактор, который помогал единицам будущего единого государства не откатиться на уровень России, а развивать свои регионы, которые уже став единой командой (1877 г.), рванули вперед и достаточно быстро догнали ту же Англию.

 

А теперь очень важное. Вспомните цифровые показатели США или просто запомните, что Америка – общемировой промышленно-финансовый лидер к началу XX века.

 

И что интересно, это вроде бы случилось "резко-вдруг"! Т. е. ходили где-то там какие-то охотники, выращивали где-то кукурузу и хлопок, и вдруг, к 1-й мировой, – 10 млн. автомобилей и многоярусное метро?! – Чур меня! Изыди!

 

Вы обратили внимание на то, что в Русской классической литературе про Америку вообще никто не упоминает!? Я лично помню только одно. У Лескова в какой то стебальной повести, из серии – про попов, персонаж предлагает метод, призванный погасить народные волнения: “Надо заказать в Америке гуттаперчевую куклу жида, они умеют это делать, возить этого жида по городам, и в каждом городе вешать на площади под барабан!”

 

Вспомните хоть какой-нибудь персонаж романа или новости, который был бы американец? Или по-другому – вспомните хоть какое-нибудь дореволюционное сравнение России и Америки? Вы знаете, единственная книга это книга Каутского "Русский и американский рабочий" (1-е изд. 1910 г.), в которой как обухом по голове на читателя обрушился вал данных, которые показывали немыслимо несопоставимые с Россией данные как трудового дохода американского работника, так и данные промышленно-финансовых показателей самих США.

 

Кстати, что прежде всего бросается в глаза при сравнении (нач. XX в.) США и Англии, так это то, что промышленность Англии ориентирована на экспорт, тогда как основная часть промышленного продукта Америки потреблялось внутри страны своим же населением. Экспорт США относительно невелик.

 

Так ведь (контраргумент моих оппонентов) кроме Англии, практически все страны потребляли свой внутренний продукт. Но, если этот метод по-буржуазному выгоден, то этот способ просто автоматически стал бы доминирующим, сметя все классово-социальные препятствия. Чего ж у других так не вышло? Количеством населения (объем оборота) это также не объяснить, так как только в XX веке численность населения США стала обгонять европейские государства. А в начале XIX века, когда и сформировался способ промышленного развития США, там проживало около 7-8 млн. чел. (1800 г. – 5,3 млн.). В 1860 году (время разгара промышленной революции) всего 32 млн. человек.

 

Как раз уже явно заметный результат экономического развития страны привлекал туда миллионы эмигрантов. Но ведь рядом Канада, Мексика, Бразилия (с Аргентинами), ЮАР. Что ж они-то оказались в хвосте?

 

Маркса (как и других экономистов) зациклило на английской пром-революции, и он не заметил феноменальных темпов развития именно США. Или заметил, но предпочел "не заметить". Экономисты "открывают" США где-то в 20-е годы, а до того?

 

Кстати, по-настоящему, единого мнения о природе Пром.-Рев. в Англии нет. Крупнейшие исследователи (уровня Г. Шрёдера или Айякоки) гнули каждый своё. А. Тойнби видел эту причину в освобождении промышленности от стеснительной регламентации (А. Тойнби. Промышленный переворот в Англии 18 столетия. Пер. с англ. 2 изд. М 1912 г.). Дж. Гриффит считал главным роль спроса со стороны растущего населения (G. Griffith, Population problems of the age of Malthus. Camb. 1926. – я читал реферативный перевод). Дж. Шумпетер видит в Пром-Рев. всего лишь миф, фазу продолжения естественного экономического цикла (NY-L 1939 г.). Т. Аштон говорит, что сознательное падение учетной ставки было стимулирующим фактором. У. Ростоу ищет причину в психологической сфере и т.д.

 

Весь юмор в том, что практически все буржуазные историки говорят об однотипности индустриализации всех стран Европы, но почему-то разницу в местах, занятых участниками соревнования на рубеже XX века объясняют действием удачливых факторов. Ну, блин, наука, да и только.

 

А вот я, изучая историю оружия (см. книги “Странная история оружия” в 3-х томах, изд. Крафт+) заметил одну особенность Англии. Эта страна начала уже давно "скупать мозги". И в то время когда религиозное или социальное давление в странах Европы создавало нестерпимый для творческого мышления гнет, инженеров, конструкторов, музыкантов и т.п. сманивали в Англию. Простой пример. Гендель уезжает из солдафонской Германии и по сути создает музыкальную культуру Англии. Из той же Германии уезжают а Англию братья Сименс (те самые), создают в Англии новое направление в металлургии и закладывают основы электротехники. Их уже после, ставших в Англии "пэрами", сманят обратно в Германию, где они создадут электротехнику и радиопромышленность. 1792 год: "американский Рафаэль", Бенджамен Уэст, которому надоело получать гонорары кукурузой и свининой, основал в Лондоне Королевскую академию художеств, для обучения живописи английских художников... Возник даже такой термин – креативность общества, то есть способность самого общества подготовить творческую личность, и создать общие условия для воплощения в предмет идеи этой личности. Опять к США.

 

Суть дела, как всегда, очевидна всем, и потому никому не видна, хотя это можно объяснить как раз на примере Англии.

 

Для того, чтобы появилась самопрялка "Дженни", надо:

 

1. Чтоб родился Дж. Харгив, человек, который в состоянии генерировать идеи (это, конечно, биологическая удача).

 

2. Он должен развиваться в благоприятных условиях чисто физически.

 

3. Он должен просто автоматически получить хорошее начальное образование, не потому, что когда-то начнет промышленную революцию, а потому, что это нормально. В том месте, где родится генератор идей.

 

4. Он должен иметь возможность окончить ВУЗ (речь о доступности, т. к. Эдиссону это было не нужно). Хотя бы для того, чтобы с нуля не изобретать велосипед, математический аппарат и сопромат.

 

5. В обществе должна быть развита система издательств и полиграфия, которая обеспечивает научно-технической информацией.

 

6. Должны быть носители и выразители этой информации – ученые, которые имеют возможность публиковать результаты своих работ и знать о работах других, и они сами, в своих творческих проявлениях были бы доступны общественному наблюдению. Учёный не должен быть закрыт от мира как алхимик в средневековой Европе.

 

7. В обществе должен быть социально-психологический фон, который создает атмосферу востребованности любого интеллекта с его багажом идей. Братья Ползуновы сделали бы карьеру в Англии но никому не были нужны в России. И это богатые купчины. А что говорить про бедного энтузиаста?

 

8. Технологический и интеллектуальный уровень общества не должен отставать от возможного уровня идей гражданина. Представьте себе Хайрама Максима с его идеей пулемёта  в Уганде того периода, или вспомните про те же технические проекты Леонардо, которые обогнали “станочный парк” современников и упёрлись в отсутствие компактного движителя. Да хоть вспомнить того же И. С. Баха в период, когда ещё не было органа. Но есть два очень важных пункта:

 

9. Должны быть квалифицированные кадры исполнителей, от количества и квалификации которых зависит как качественное воплощение в металле конкретной идеи, так и количество этих изделий.

 

10. Цена изделия и покупательная способность населения. Взаимоотношение этих факторов определит скорость распространения изделия и в конечном итоге скорость и форму развития государства.

 

Простая иллюстрация: Англия – ручная сборка дурацкого сверхдорогого “Бентли”, и конвейерная линия Форда.

 

Так вот, Англия прежде всего проиграла, а США выиграли, в силу того, что:

 

А. – в Англии ученые и конструктора все-таки представляли собой замкнутую касту, со всей сословной ограниченностью. Что уж говорить об Испании или России, где (в последней) какой-нибудь Кулибин или Нартов (создатель суппорта) будут существовать на уровне "занятной прислуги".   А американский конструктор (того периода)выходец из народа. Он демократичен в своём мышлении и потребности окружающих для него не чужие.

 

В. – Американскому конструктору и в голову не пришло бы создавать что то элитарно-дорогое. Американец мыслил массовой применимостью и финансовой доступностью, а зарплата американца позволяла делать накопления для покупки товаров длительного пользования, и при этом в стране всегда было много высокообразованных инженеров и много квалифицированных, грамотных рабочих.

И если не помнить про то, что это именно гнойная зараза, Русская Православная Секта, уничтожила в россии интеллектуальный потенциал, то всегда и у всех возникает традиционный вопрос. Как это у них получилось?

 

И ведь про страшную роль РПЦ в подавлении Народной Мысли ну упорно не хотят помнить русские патриоты и поклонники царской старинушки.

 

Просто помните, что начали они одинаково.

 

НО! С чего они начали?!

 

Духовная Русь и сектанты США 

 

США

 

1620 г. Первые эмигранты высаживаются в Плимуте.

 

1636 г. Основание Гарвардского колледжа.

 

1690 г. Издано правило, по которому 50 семей обязаны содержать учителя.

 

1693 г. Основан Колледж Уильямса.

 

Уже к концу XVII века в США в % отношении было в 3 раза больше людей с высшим образованием, чем в Англии.

 

1701 г. Йельский колледж. В каждом штате открываются "академии" – школы с классическим и прикладным обучением.

 

 

ЧЬЯ ВЕРА ПОЛЕЗНЕЙ?

 

Россия

 

1613 год. В огромном, мощном государстве приходит к власти новая династия. В наследие получен дикий Кышлак.

 

1633 год. Присоединение Сибири до Камчатки.

 

1648 год. Мятеж в Москве.

 

1649 год. Издание уложения Алексея Михайловича:

– народное рабство и бесправие

– пыточное следствие

– пыточные казни

 

1663 год. Учреждение почт.

 

1668-71 гг. Бунт Стеньки Разина.

 

1668-1671 гг. Бунт Раскольников. Уничтожение местничества.

 

1697 год. Присоединение Камчатки.

 

1698 год. Уничтожение стрельцов.

 

* * *

 

РОССИЯ ВЕДЕТ БОРЬБУ ЗА ОДИЧАНИЕ

 

“Еще при московских князьях, например, новгородский архиепископ Геннадий писал: "Приведут ко мне мужика, чтобы его в попы али в дьяконы ставить, я велю ему апостол читать, а он и ступить не умеет. Велю псалтырь дать – и по тому еле бредет. Я велю хоть ектениям научить, а он и к слову пристать не может: ты говоришь ему одно, а он совсем другое… А если откажешь такого посвящать, миряне жалуются; такова земля господине, не можем найти, кто бы горазд был грамоте”.

 

На Стоглавом Соборе, который организовал Иван №4, попы жаловались, что им "учиться негде". Архиереи жалуются, что они вынуждены рукополагать в священники таких людей, которые "апостол" и "псалтырь" читать не умеют и даже ектении не знают".

 

Тот же Стоглавый Собор жалуется, что если "не посвящать в попы безграмотных, церкви будут без пения, и христиане будут умирать без покаяния".

 

Спрашивается, в чем же дело? Но уже после Грозного, когда Годунов поднял вопрос о школах, духовенство не без основания заявило, что "если школы завесть, то через время опосля будет смута". Царь Борис почесал репу и согласился.

 

В России даже воеводу грамотного трудно было найти. Князья, бояре, дети боярские часто не умели фамилии своей написать.

 

Например, вельможи "Иван Шереметьев да Иван Чёботов к соборной грамоте 1566 г. рук не приложили, потому что грамоте не умели". Или: князь Алексей Голицын, будучи в походах с государем, подавал челобитныя о землях". И в то же самое время "склады писать учился".

 

Часто для гражданского управления, и тем более для переговоров с другими государствами, приходилось выписывать иностранцев.

 

1227 год. В Новгороде четыре человека сожжены за попытку летать.

 

1552(?) год. В Москве, при Иване №4, “Смерду Никитке”, который сделал действующий дельтаплан, на котором облетел Кремль, отрубили голову.

 

1547 год. Московское восстание тягловых горожан.

 

1571 год. Учреждён “Приказ холопья Суда” (Холопий Приказ) Центральное правительственное, судебно-административное учреждение. В компетенцию Холопьего Приказа входили дела о поступлении в холопство, суд о кабальном холопстве, продажа холопов, переход их к новому владельцу, возвращение беглых. Приём челобитных от бояр и служилых людей по поводу беглых, и переписку с местными властями и т. п.

 

1603 год. Восстание Хлопка.

 

1606-7 гг. Восстание Болотникова.

 

1645 год. Во Владимире казнён крестьянин за то, что взял из казны 18 рублей, сделал крылья, но естественно не полетел.  

 

Год тот же. Из записок французского врача Ла-Мартинера. “В этом году одна богатая женщина, которая украсила своего Николая (икону подаренную в церковь) жемчугом и драгоценными камнями, впав в бедность, отправилась в церковь, попросить его отдать ей что-нибудь, указывая на свою нужду. Николай ей ничего не ответил, а она приняла его молчание за согласие и осмелилась снять с него один или два рубина. Поп который за ней шпионил, увидав это, тотчас пошёл и принёс на неё жалобу, и эта несчастная была осуждена на отсечение обеих рук, что и было приведено в исполнение через три месяца (Ла Мортимьер. “Путешествие в северные страны”. М. 1911. Изд. Московского археологического института).

 

Он же: “Иконы у русских пишутся по греческому образцу, но более грубо и очень некрасиво. Когда я спросил их, почему они изображают своих богов такими безобразными, то они мне ответили, что их боги в этом отношении совсем не спесивы. Те иконы, которые облупились, бросают в реку вместе с некоторыми серебряными монетами, крестясь и повторяя: “прости брат”, или “бог с тобою, брат”.

 

1646 год. Введён повышенный налог на соль. По стране прошли массовые бунты податного населения.

 

1648 год. Московское восстание, Воронежское восстание, Курское восстание, Томское восстание, восстание в Великом Устюге и бунты во многих городах.

 

1649 год. Издание и обнародование “Уложения”. Пыточное дознание, пыточное следствие, пыточные казни.

 

1650 год. Восстание и создание Республики в Пскове и Новгороде.

 

1653 год. Адам Олеарий: “Нынешний патриарх (авт. Никон) два года тому назад прежде всего велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать все инструменты в домах, и однажды пять телег полных ими, были отправлены на Москву-реку, и там сожжены («Описание путешествия в Московию»).

 

1662 год. Холопий Приказ осуществляет регистрацию “дворовых” у вотчинников и помещиков, регистрацию Кабал, Холопств и Крепостей.

 

Тот же 1662 год. Московское восстание. Известное как “Медный бунт”. 

 

1669 год. По приговору церковного суда, был сожжён в Москве голландец-пекарь Квирин Кюльман. Его казнили как предписывал закон: на животе жгли медленным огнём найдённые в его доме научные книги.

 

1681 год. Холопий Приказ заменён Особым Холопим Столом в Судном Приказе. (Стол – подразделение Ведомства, аналог Управлению в Министерстве.)

 

1681 год. Опять восстановлен Холопий Приказ, и холопы посаженные на землю, “положены в тягло”.

 

1682 год. “Хованщина”. Московское восстание под лозунгом: “Смерть боярам и дворянам”.

 

1698 год. Пётр №1 Уничтожает лучшее в Европе профессиональное войско стрельцов.

 

1704 год. Холопий Приказ окончательно перешёл в Судный Приказ. 

 

1714 год. 24 октября, в Москве открылся церковный собор для суда над лекарем Дмитрием Тверитиновым, цирюльником Фомой Ивановым, студентом Славяно-латинской коллегии Максимовым, часовщиком Яковом Кудриным и многими другими. Местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский обвинил их не только в безбожии, в котором они сознались, но и “народомятежии”. Фому Иванова сожгли в срубе на Красной площади, остальных спас случайно узнавший об этом Пётр №1.

 

1722-24 гг. Холопы подворные обложены подушной податью.

 

1729 год. Село Ключи. Кузнец Чёрная Гроза сделал крылья и пытался летать. Кузнеца предали Анафеме и сослали в монастырь на вечное покаяние. 

 

1731 год. Рязань. Поддъячий Фурвин сделал пузырь, надул его дымом и летал. Попы собрали местный собор и стали решать, как казнить его за связь с нечистой силой: закопать живым в землю, или сжечь. Решение отложили до утра, и поддъячий успел удавиться.

 

1738 год. “Поп Кириллов донёс в псковскую консисторию, что мещанин Остафьев, поссорившись с ним, говорил, будто он, поп, за престолом с Сатаною беседует. Остафьев был взят под стражу в канцелярию тайных разысканий.

 

“Привлечённый к допросу Остафьев, показал, что слова свои, что поп знается с Сатаною, он применил к тому, что поп Кириллов, служа в пьяном виде литургию, во время херувимской песни упал в алтаре у престола на пол, разбив себе до крови нос и пролежал часа три в беспамятстве, а потом, будучи отлит водой, довершил литургию. Обличителя Остафьева за такие предерзостные, неистовые слова заключили под караул и пытали. Там он и умер, но настаивал на обвинении до самой смерти” (Документы и дела архива синода. Т. 17). 

 

1748(?) год. Мещанин Симеон сделал что-то вроде планирующего парашюта, на коем и спланировал с колокольни. В поощрение инициативы его живым замуровали в стену.

 

1760 год. Монастырские крестьяне Саввина монастыря (Звенигород), отказались выполнять весенние полевые работы. Разграбили монастырские винные подвалы и начали пьянствовать. К вечеру подошли вызванные войска. 13 человек посадили на кол, около 25 закололи штыками. Всю деревню перепороли шпицрутенами и продали на вывоз.

 

1764 год. В связи с секуляризацией церковных земель, церковные холопы и кабальные переведены в категорию “Экономических крестьян”, которые вошли в состав “Государственных крестьян”

 

1785 год. Впервые за 1000 лет попытались как-то обозначить такое понятие как Город и горожане. Издана “Грамота на права и выгоды городам российской Империи”.

 

Созданы Городские Думы. – Распорядительные органы государственного управления. Учреждена должность председателя Гор/Думы под названием: Городской Голова. По реформе 1870 года, избирался Гор/Думой. С 872 года, по специальному “Разъяснению” Кышлак-Баш в Москве и С.-Петербурге утверждался Царём по представлению министра МВД.

 

Городские обыватели были разделены на 6 сословных разрядов.

 

1-й р-д – “Настоящие городские обыватели” – владельцы недвижимой собственности.

 

2-й р-д Купцы трёх гильдий.

 

3-й р-д Цеховые ремесленникики. Третий разряд был обозначен в связи с тем, что в том же 1785 году было предписано создание “Подмастерских Управ” для решения дел, касавшихся подмастерьев.

 

4-й р-д Иногородние и иностранные гости.

 

5-й р-д Именитые граждане.

 

6-й р-д Посадские.

 

Дворяне имели свою структуру самоуправления.

 

Городскую голову не путайте с Городничим, каковой был представителем администрации. Должность произошла от Городового Приказчика (С сер. XVI в). С 1775 года возглавляет административно-полицейскую исполнительную власть в уездных городах.

 

 

Литература :

1) Олубан. Инквизиция и православная церковь. М. 1926.

2) Зерцалов А. Н. О мятежах в городе Москве. СПб. ЧОИДР, 1887.

3) Платонов С. Ф. Московские волнения 1648 года. Соч. Т 1. СПб. 1912.

4) Г. Тиссандье. Мученики науки. М. 1923.

5) Будовник И. У. Общественно-политическая мысль в древней Руси (11-14 в.). М. 1960.

6) Он же. Русская публицистика 16 в. М. 1947.

7) Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. 2 изд. М. 1968.

 

* * *

 

“Для военного дела в России не было людей, которые знали бы, как укрепление построить, как оружие сделать и как с ним обращаться. Нужда заставляла и для военного дела выписывать иностранцев. Не было врачей. Не умели дороги и мосты строить – не было инженеров. Приходилось без часов жить, ибо никто не умел проверить часы и поставить правильно, – астрономов не было (я уж не говорю про возможность их изготовить). Россия богата природными богатствами. Но кому обработать руду, когда нет не только мастеров, а даже простых грамотных людей? Откуда, стало быть, землевладельцу взять плуг? А которое железо есть, то главным образом привезено из-за границы, цена на него неимоверно велика. Значит, землю обработать нечем”. Словом, жалобы, что “по причине безграмотности земля разоряется, и что государству от внешних вельми не диких врагов большая опасность угрожает”, были вполне основательны. Но одновременно с этими жалобами мы видим вот что.

 

Боярин Головин задумал с чего-то “наукам учиться”.

 

Из материалов следствия: “Для этого он держал у себя тайно одного немца, жившего в Москве; нашел также поляка, разумевшего язык латинский; оба они приходили к нему тайно, переодевшись в русское платье, запирались с ним в комнате и читали вместе латинские и немецкие книги". И не посмотрели, что боярин, а сослали в монастырь на покаяние, что в переводе на человеческий язык с русского означало приговор на пыточное пожизненное содержание в подземной камере в цепях и с отрезанным языком.

 

Даже родовитые, влиятельные люди, некоторые из которых ошивались при дворе, как Головин, боялись учиться наукам открыто, так как за это можно было в лучшем случае получить в руки свою отдельную голову, а в худшем, попасть в монастырь на заточение. Хорошим учителям тоже приходилось прятаться. Наука считалась "еллинским и жидовским мудрованием", которое "противно христианскому житию и закону". Да и книг достать было негде. В России полагалось иметь лишь одну казенную типографию в Москве, да и в той печатались только богослужебные книги. Поэтому можно было учиться только по книгам из Загнивающего Запада.

 

Но против них в 1672 году был издан правительством строгий приказ: "В городах, на посадах и слободах и в уездах, в селах и деревнях, во всех местах всяких чинов людям учинить заказ крепкий с большим подкреплением, чтобы те люди польской и латинской печати книг никто у себя в домах тайно и явно не держали, а приносили бы и отдавали бы воеводе".

 

В 1675 году было повелено "книг никаких в Москву на продажу не присылать". Это запрещение касалось не только заграничных сочинений, но и тех, которые были напечатаны в Киевской Печерской Лавре. Напомним, что в Киеве, пока он находился под властью поляков, устроена была Духовная Академия, были также начальные школы; Лавра открыла типографию. В 1667 г. Киев отошел к Москве. Лавра пожелала распространять свои издания в Московском Царстве. Это и было запрещено Указом 1675 г.

 

Как тщательно прессовали даже зачатки той убогой науки можно судить по следующему примеру. При царе Михаиле Федоровиче Корецкий Протопоп Лаврентий Зизаний написал книгу Катехизис и назвал ее "Оглашение". Он был призван на казенный двор и в присутствии "государева боярина" князя Ивана Черкасского и Думного Дьяка Федора Лихачева (Думный Дьяк это не церковный служка, а государственный чин, что-то вроде начальника Управления Министерства) ему учинили допрос игумен Илья, да типографский справщик (корректор-цензор) Гришка.

 

(Из протокола допроса):

– "У тебя в книге, – говорили Илья и Гришка, – написано о планетах, о затмении Солнца, о громе и молнии… о кометах и прочих звездах… Это к нашему православию не сходно".

"Почему же, спросил Зизаний, не сходно? Я... написал только для знания: пусть человек знает, что всё это тварь Божия".

– "Да зачем, – допрашивали Илья и Гришка, – писал для знания?"

 

Наконец, Зизаний спросил:

– "Как же, по-вашему, писать о звездах?"

– "Как Моисей написал, – ответили Илья и Гришка: – сотворил два светила великие и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной светить по земле и владеть днем и ночью"…

– "Да как же эти светила движутся и обращаются?"

– "По повелению Божию, – ответили Илья и Гришка: – ангелы служат, тварь водя".

 

Думать иначе считалось ересью.

 

При том же Михаиле Федорович, в числе других, был подвергнут опале князь Иван Хворостинин. По царскому указу он был сослан в Кириллов монастырь. За что думаете? Ему ставилось в вину, что у него при обыске найдено "много книг латинских-еретических". Перед ссылкой Хворостинину приказывалось дать клятву, что он "книг латинских держать не будет и в еретические учения не впадет". 

 

 

Литература :

1) Вишневский Е. За монастырской стеной. М. 1962.

2) Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М. 1960-62. Т 1. Монастырские тюрьмы.

3) Дмитриев А. Инквизиция в России. М. 1937.

4) Зимин А. А. , Башкин М. Вольнодумец 16 в. Вопросы истории религии и атеизма. 1956.

5) Зимин А. А. Дело еретика Артемия. Вопросы истории религии и атеизма. М. 1958.

 

* * * *

 

Любопытно, что в грамоте Михаила Федоровича к ученому голштинцу Адаму Олеарию находим другие слова:

 

"Ведомо нам учинилось, – пишет царь, – что ты гораздо научен и навычен в астрономии, и географусе, и небеснаго бегу, и землемерию, и иным многим надобным мастерствам и мудростям, а нам, великому государю, таков мастер годен".

 

Таким образом иностранцу знание астрономии и движения небесных светил ставилось в заслугу, и его за это приглашали на службу. А русским нельзя было и близко подходить к этим "мастерствам и мудростям". В России им негде было научиться. А поездки за границу безусловно запрещались. "Для науки и обучения, – объясняет это распоряжение правительства убежавший из Москвы боярин-невозвращенец Котошихин, – в иные государства детей своих не посылают, страшась того: узнав тамошних государств веру и вольность благую, начали бы свою веру отменять и приставать к другим".

 

Так как государство совсем без науки существовать не может, то оставалось одно средство: приглашать иностранцев. Иностранцы приезжали: из немецких, польских, шведских и других земель. Приезжали и украинские ученые из Киева. При царе Алексее Михайловиче таких приезжих в Москве оказалось немало. Но оказалось, что от этого выходит другая опасность, которой правительство не ожидало. Крамола в умах! Значит, опять надо гнать поганой метлой.

 

Русское духовенство стало невежественным. Были духовные лица, не умевшие "ни читать по книге, ни петь, ни писать". Таких даже 100 лет спустя после Алексея Михайловича при Екатерине №2, в одной казанской епархии было насчитано свыше 380 человек. Между тем, наехавшие чужестранцы не только оказывали государству интеллектуальную помощь, но и заставляли считаться со своими мнениями, как и вообще с наукой. Не было проблем крыть Западную “жидомасонскую” науку, и уверять, будто русским людям достаточно заботиться о спасении души. Но оказалось, что и о спасении трудно заботиться невежде. Так, Стоглавый церковный собор постановил: "кто двумя перстами не крестится, да будет проклят, – так святые отцы решили; кто аллилуйя трижды поет, то еретик". Все крестились двумя перстами, пели "аллилуйю" дважды, и думали, что так и надо. Но вот чужестранцы объяснили, что это постановление сделано по ошибке переписчиков церковных книг, так как креститься надо тремя перстами и аллилуйю петь трижды. Выходило, что собор, по неведению своему, святых отцов проклял. Затем приезжая публика стала возбуждать вопросы, прежде мало кого занимавшие: напр., когда во время литургии хлеб и вино становятся телом и кровью Христовой? Чужеземцы высказывали своё мнение, ссылаясь на древние греческие, латинские и еврейские книги; упоминали во время споров о разных параллельных науках. А русские благоневежественные иерархи в ответ могли только "глазами скрипеть и ушами хлопать". Приходилось поневоле подумать о школах уже не ради государства собственно, а чтобы ту самую веру защищать. О народной пользе думать некому было. И вот в Москве возникла знаменитая в свое время Славяно-греко-латинская академия.

 

Абсурд ситуации в том, что академия, т. е. высшая школа, учреждалась в стране, где не было не только Университетов и гимназий, но и начальных училищ. Этим подчеркивалось, что она возникает собственно для подготовки людей, способных вести религиозную полемику. Академия, – говорит историк Соловьев, – устраивалась для поддержки церкви; она должна была служить главным орудием в руках духовенства для борьбы с пришельцами. С этой целью на академию возлагалось не только учить юношество. В ней должны были подвергаться испытанию "все ученые иностранцы, приезжавшие в Россию", и не одобренные ею немедленно подлежали изгнанию из России; академия должна была доносить о всех замеченных ею противниках православной веры, и такие противники передавались на суд в ту же академию, которая, ВНИМАНИЕ!

 

 

ИМЕЛА ПРАВО СЖИГАТЬ ЕРЕТИКОВ ЖИВЬЁМ НА КОСТРЕ!!!

 

 Кроме того, в уставе академии было сказано: "Людям неученым польских, латинских, немецких... и прочих еретических книг у себя дома не держать и не читать их"... За этим также обязана была наблюдать академия, которая была первым в истории России централизованным аппаратом тотальной религиозной цензуры. Она обязана была следить и за теми, кто, не окончивши в ней курса, осмеливается вести религиозные споры. Такие споры объявлены были преступными и подлежали суду. Далее, академический устав не забывал и домашнего обучения. Перед учреждением академии русские стали смелее; люди знатные и богатые не боялись уже нанимать домашних учителей. Теперь же было объявлено, что "никто не смеет держать домашних учителей иностранных языков, ибо от домашних учителей, особенно иностранных и иноверных, могут быть принесены противность нашей веры и разногласие".

 

Таким образом, новоучрежденная высшая школа убивала едва возникшее домашнее образование и являлась, в сущности, как бы жандармским управлением, под надзор которому была отдана Россия. Под надзором оказалась и наука. Обещано было, что в академии станут преподавать "свободные науки", но лишь те, которые "не запрещены церковью". Под безусловным запретом находились, например, так называемая естественная магия, в которую, между прочим, входят нынешняя физика и химия. Затем учителя давали присягу все науки излагать согласно с учением православной церкви. Это значит, что на уроках истории всякий должен был (уже и в начале ХХ века,) говорить, будто от сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет, на уроках географии надо было говорить, что на краях земли есть высокие стены, на которых построен небесный свод, а на этом небесном своде находится рай; учителю, сказавшему, что земля шарообразна, грозило тогда сожжение на костре, а в начале ХХ века увольнение и ссылка; надо было говорить, что дождь делают ангелы: собирают трубами воду из моря и обрызгивают землю. Кстати, в гимназиях эту бредовуху не преподавали.

 

Спрашивается, что ж нового принесла академия? До неё удавалось, по крайней мере, знатным людям обучаться иностранным языкам дома. Теперь это было запрещено. Обучаться иностранным языкам стало возможно лишь под надзором правительства. Раньше от домашнего учителя, кроме языков, можно было научиться и географии, и астрономии, и другим наукам. Теперь все науки были запрещены. И Россия в большей мере, чем прежде, обрекалась в зависимость от ученых иностранцев. В первое время учителя старались "преподать науку согласно с православием". Но лучшие из них, несмотря на все свои старания, скоро были обвинены в ереси и подверглись изгнанию. Других учителей найти не удалось. И на их место были посажены не окончившие курс ученики, которые и сами ничего не знали. Через несколько лет в славяно-греко-латинской академии обвалились печи, обрушились потолки, ученикам было негде, да и не у кого учиться. Защищать веру от иноземцев академия, очевидно, не помогала. И патриарх Иоаким склонился к той мысли, что для спасения церкви надо всех иностранцев "лишить военных и всяких других должностей" и выгнать из России.

 

 

MEMORY RETURNRN

 

10 января 1739 года, в Синоде РПЦ было получено донесение Тобольского Митрополита Антония о “дьявольском навождении у девки Ирины”.

 

Боярский сын Мещерин привёл в воеводскую канцелярию для освидетельствования двенадцатилетнюю калмычку Ирину и утверждал, что в её утробу “вселился дьявол, говорящий человеческим языком”. Канцелярия признала, что из утробы девки дьявол говорил человеческим языком явствественно, что он – лукавый, зовут его Иван Григорьев Мещерин, взят он из воды, и посажен во щах в утробу Ирины девкою Василисою Ломановой четвёртый год назад, а родится-де он завтра”.

 

При освидетельствовании присутствовали иеромонах Рафаил, священник Прокопий, поручик Аршеневский, трое поддьячих и ещё семь свидетелей.

 

На основании оного, утверждения, злокозненную Ломанову арестовали и стали допрашивать с пристрастием. Но другие свидетели утверждали, что Ломанова дьявола в утробу Ирины не запускала, а запустил незнамо кто.

 

Ирину же допрашивали в монастыре. Её обвиняли в том, что она ложно оговорила Василису, будто та посадила ей в живот дьявола, а на самом деле дьявол взялся в пузе неизвестно откуда.

 

Решение было такое: “Поелику девица Ирина явно уличена в запирательстве, расспросить Ирину в застенке с пристрастием, для почину, поднять на дыбу и бить плетьми” (“Документы и дела архива Синода”. Том. 17).

 

Выходило так: попы доказывали, что от школы неизбежно произойдет смута, и потому оной не должны быть; однако, государство иногда (даже в России) не может обойтись без образованных людей, и потому ему нужно выписывать иностранцев; но присутствие иностранцев опасно для церкви, и потому их нужно выгнать. А следовательно, от смуты есть одно средство: убрать из руководства армии грамотных офицеров, прекратить всякое развитие теоретического обеспечения экономики и промышленности, т. е. сделать невозможным самостоятельное существование российского государства. Патриарх Иоаким, в сущности, предлагал: "кто хочет православную церковь от иноземных врагов спасти, тот должен погубить Россию". А затем каждому становилось ясным, что если Россия погибнет, то спасать православие от иноземцев будет некому. Вышел замкнутый на себя абсурд, не имевший прецедентов в мире.

 

Короче для власть предержащих стало ясно: или оставаться в православном средневековье, или… Но тут подошло время Петра Великого.

 

 

От Петра №1 до Александра №1 (1798-1725)

После заграничной поездки Петр №1 задумал устроить в России флот. Правительству стали нужны люди, знающие корабельное дело и мореплавание. И для подготовки таких людей велено было в 1869 г. открыть "навигацкую школу". Здесь преподаватели-иностранцы должны учить "ребяток", "добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением".

 

По образцу навигацкой, стали возникать и другие школы. Правительству нужны грамотные чиновники, поэтому велено было (в 1721 г.) "учинить школу для поддъячих, где учить поддъячих их делу; а именно – "арифметике, ведению книг и бумаг, чистописанию и прочему, что доброму поддъячему знать надлежит"; в эту школу "приказные обязаны детей своих отдавать", в ней должны обучаться все вообще, "кто захочет быть приказным".

 

Для армии необходимы грамотные и знающие военное дело люди – велено открыть гарнизонные школы и артиллерийскую школу.

 

Нужны вообще грамотные – велено открыть цифирные школы для обучения "молодых ребяток" арифметике и геометрии.

 

Нужно грамотное духовенство – велено открыть архиерейские школы.

 

Собственно о народном образовании речь не подымалась. До Петра, стало быть Великого, народ был обязан поставлять ратников для войска, подводы и корм для чиновников. Теперь его обязывали поставлять рабочих для постройки Петербурга, плотников для постройки флота (напр., в Воронеж, Брянск и Ногайскую степь), а сверх того детей в школы, где готовят необходимых правительству мастеров. И "поставка учеников" стала, в сущности, формой федерального “Бакшишь Акбар Эмпайр” повинностью, вроде поставки рекрутов, лыка или бычьих херов для щипания скрипичных и виолончельных струн.

 

В 1722 году Пётр №1 учредил цеховое устройство ремесла в России в целях более рационального использования цеховых организаций для удовлетворения казённых потребностей, в качестве обязательной повинности.

 

В цеха записывали свободных людей, а также крепостные отпускавшиеся владельцами на заработки. Срок ученичества был установлен в 7 лет, а нахождение в звании подмастерья – не менее 2-х лет.

 

Таким образом, в России возникли профессиональные школы (смесь из ПТУ, каторги и техникумов), подготовляющие мастеров и специалистов для того и иного дела. Но кроме мастеровых и профессиональных рабочих и мастеров правительству нужны были просто ученые – например, астрономы, математики и механики-теоретики. Решено было основать "общество ученых людей, которые трудились бы над усовершенствованием искусств и наук". Такое "общество" и было основано, под названием: "Академия наук". При Академии был основан Университет.

 

Получилась чисто русская параноидная ситуация. Своих ученых в России не было. Их пришлось для академии выписать из-за границы. Они обязались за своё жалование учить студентов. Но студентов в России тоже не было, так как правительство завело лишь немного школ для своих надобностей (по сути ПТУ), а не для народа. Пришлось и студентов выписывать из-за границы. Но за границей не много нашлось охотников ехать на ученье в Россию. Тогда добросовестные немцы-академики, чтобы было, за что жалованье получать, стали учить друг друга. То же случилось и с гимназией при академическом университете. В неё поступали дети иностранцев, приехавших из чужих земель в Петербург. И в первое время в гимназии было достаточно учеников. А потому запас чужих детей израсходовался, и учеников не оказывалось, опять-таки по той причине, что гимназия без низших школ существовать не может. Пришлось учеников вербовать, как солдат. Их и брали из солдатских детей, из крестьянских и т. д. Те же, кто поступал по своей охоте, учились только в низших классах, а от ученья в высших отказывались. Быть крепостным быдлом, но с гимназическим образованием, мало кому хотелось. Стали набирать из разных мест "обязательных" учеников, которых силою, а иногда в кандалах, заставляли учиться до конца.

 

Не лучше было и в профессиональных школах. Так как, повторяю, цифирные, навигацкие, приказные школы народу принесли новую повинность – поставлять детей, то немудрено, что они не были встречены далеко не дружелюбно. Родители детей не давали. Пришлось брать силою. А так как детей прятали, то в моду вошли внезапные облавы. Крестьяне в ответ делали в домах изощрённые тайники. Всем было весело.

 

Бардак крепчал! Уклонение от школьной повинности каралось большими штрафами, но и наказания не помогали. Из 42 цифирных  школ, открытых с 1716 по 1722 г., через пять лет осталось всего 28; из 14 же все ученики разбежались. А через 20 лет едва уцелело лишь 8 школ; 34 исчезли…

 

Литература:

1) Дмитриев А. Пётр 1 и церковь. М. 1931.

2) Церковь в истории России. М. 1967. Гл. Церковь и Русский абсолютизм.

 

*   *   *

 

Кто же виноват? Разумеется, правительство вовсе не склонно было брать вину на себя. Да и как ему винить себя: ведь оно же открывает школы, оно учреждает академии и университеты; оно даже насильно тащит людей учиться. Правительство даже было согласно дальше идти по этой же дороге и, видимо, ничего не имело против мысли, высказанной писателем времен Петра I Посошковым:

 

"Немалая пакость крестьянам чинится от того, что грамотных людей у них нет. В иной деревне дворов 20 и 30, а грамотного человека нет ни одного, и оттого случается, что если придет кто-нибудь с указом или без указу, да скажет, что указ у него есть, то ему верят и принимают на себя излишние убытки... Для охранения таких напрасных убытков не худо было крестьян и поневолить, чтобы детей своих отдавали учиться грамоте – читать и писать. Не худо указ послать и в Низовые города (по воде), чтобы у мордвы детей брать и грамоте отдавать учить хотя бы насильно".

 

Ну как – неплохое начинание предложено? А это как посмотреть. Посошков за свои идеи был посажен в Петропавловскую крепость как политический преступник, где сошёл с ума и умер.

 

 

США

 

1777 год. Открыто 9 колледжей, которые впоследствии станут университетами. В числе этих Массачусетский (Гарвард).

 

1775-83 гг. Война за независимость. Офицеров-командиров выбирали солдаты.

 

1785 год. Постановление Конгресса о том, что в каждом поселке должна быть выделена квадратная миля площади, для муниципальной школы.

 

1789-90 гг. Ратификация конституции США. Сформирована система государственного устройства. Каждый штат является республикой.

 

Билль о правах. 10 поправок к конституции. В числе прочего: право на обжалование действий правительства, право совести, слова, печати, собраний, право на суд присяжных, право на владение оружием.

 

1791 год. Ратификация Билля о правах.

 

 

Россия – цари-просветители

 

Екатерина № 2 – 1762-1796 гг.

 

Екатерина №2 решительно склонялась к мысли, высказанной одним ученым, что "если просветится народ, то станет разумнее; одни глупцы или мерзавцы боятся образованного народа; рождение для власти предпочитает владычествовать над людьми, а не над животными".

 

Словом, правительство готово было "умножать науки в России", заботиться об образовании народа. И если это не удалось, то виноваты другие. Кто же?

 

Прежде казалось, что виновато духовенство. Оно и теперь к светским наукам относилось неодобрительно и в своих школах поощряло лишь "науки" православные, богословские. Это обстоятельство, между прочим, было принято во внимание Екатериной №2. По подтвержденному ею "уставу" 1786 г. духовенство отстранялось от заведывания народными училищами. Законоучителям запрещалось рассказывать о таких церковных учениях, которые уж очень явно отдают средневековьем, – напр., о муках грешников в аду, и о князе тьмы Вавуге Жириновском.

 

Но кроме того правительство считало, что виноват также народ. Он якобы еще не дорос до того, чтобы ценить науку. В нем еще не созрела потребность учиться в школах. Его еще нужно насильно учить. Отсюда, казалось, выход такой: в России неограниченная, самодержавная власть. Она все может. Стало быть, может и заставить учиться. Самодержавные государи добьются того, чтобы Россия была высоко грамотной страной. Они сделают образованным весь русский народ – и дворян, и купцов, и мещан, и крестьян. "Науки, – торжественно говорила Екатерина II, – называются свободными для того, что всякому оставлена свобода их приобретать, и для того, чтобы сие право предоставлялось только свободным", а потому крепостным крестьянам должен быть открыты доступ во все училища, а в том числе и в университеты. "Не пренебрегать, – приказывает она учителям, – детьми бедных родителей, но всегда иметь в памяти, чтобы приготовить члена обществу".

 

Мечты при помощи самодержавной власти сделать народ образованным составляют особенность так называемого "просвещенного абсолютизма" (Абсолютизм – то же, что и самодержавие. Абсолютный или самодержавный государь считается не только верховным повелителем, но и верховным обладателем земли и народа). Как абсолютная, самодержавная государыня Екатерина, на правах хозяина над народом и страной, раздавала земли и крестьян своим приближенным. Как поклонница "абсолютизма просвещенного", она писала статьи о воспитании, учредила "комиссию об устройстве народных училищ", заботилась об открытии школ, – уже не профессиональных, какие возникали при Петре, а общеобразовательных, которые дают знания, нужные для всякого мастерства и всякого искусства.

 

Правда, небольшое дополнение, которое почему-то никак не хотят помнить радетели старинушки. Тут в феврале 2007 г. прошло шоу Швыдкова типа: “Екатерина Вторая: Великая ли?” В смысле LeGran али не LeGran. Так там, какой-то бородато-лохматый толстомордый истерик возопил о любви к ней, и в числе прочего, заявил, что она де, радела о народном образовании, забыв сказать, что это всё был бонтонный трёп для своего салонного круга. Екатерина №2, денег из казны на устройство и содержание народных училищ ни копейки не отпустила. Находить деньги на это дело поручено было "приказам общественного призрения".

 

И ещё, с одной стороны, попов вроде бы отстранили от формирования учебных программ, но борьбу с возможной крамолой никто не отменял.

 

В Указе Екатерины от 15 января 1783 года было велено Синоду “Выделить особых смотрителей, кои обязаны смотреть, чтобы в печатаемых книгах и прочих сочинениях ничего противного, а особливо Закону Божию, правительству и благопристойности не было”.

 

И как ни странно, первому официальному цензурному запрещению подверглась “История ордена иезуитов”, которую в 1784 году начал печатать Н. И. Новиков – тот самый “жидомасон”: просветитель, журналист, педагог, книгоиздатель и т. п. Московский Митрополит П. Алексеев написал Екатерине № 2 донос на Новикова, и в 1785 году, был прислан Указ Екатерины Московскому губернатору: “Список книг типографии Новикова дать на заключение московскому Архиепископу и установить церковную цензуру над типографиями”. Кстати, сие продолжалось до 1917 года, и с 1993 года она опять возобновлена.

 

В июле 1787 года Кэтрин намбер ТУ приказала своему секретарю Храповицкому “Написать в Москву, чтобы запретить продажу всех книг до святости касающихся”.

 

По всем городам России начались повальные обыски в книжных магазинах. Те магазины, где нашли книги, критикующие церковь, были закрыты.

 

В том же 1787 году 313 отобранных книг были торжественно сожжены перед Эрмитажем. Среди сожжённых книг были сочинения французских энциклопедистов, а из книг русских авторов были – “Творения эпические” Хераскова, и “Духовные сочинения Ломоносова”.

 

1789 год. Указ о закрытии всех частных типографий.

 

1790 год. Приказ Екатерины №2 возвратиться домой в Россию всем русским, жившим во Франции. Новикову вкатили 15 лет Шлиссельбургской крытки. Радищева приговорили к смерти, но это показалось слишком лёгким, и его послали на каторгу.

 

1793 год. В октябре, по особому Указу Кэт №2 опять было организовано торжественное аутодафе. Сожжено 18 656 книг.

 

1794 год. Грандиозное сожжение на площадях всех книг которые нашли в России, исключая поп-букс, поп-культ, и поп-арт.

 

Председатель Минюста, тогда “Юстиц-Коллегии” Францеус заявил: “Пускай лучше сотня хороших книг будет сожжена, чем проскользнёт одна, в которой найдётся хоть одно выражение, носящее мало-мальски революционный характер”.