Как Вы относитесь к Ариохристианству?



Всего ответов: 937

У вас имеется возможность выбрать сразу несколько ответов





Второисайя и персы

Morton Smith. II Isaiah and the Persians // Journal of the American Oriental Society. Vol. 83, No. 4. 1963
 

Сходство между Второисайей и манифестом Кира в связи с завоеванием им Вавилона было впервые отмечено Киттелем в 1898 г. После него отношения между этими двумя текстами исследовались мало, о чём нельзя не сожалеть, потому что связи между ними являются гораздо более тесными, чем ранее предполагалось. Манифест Кира состоит из двух частей – первая часть говорит о Кире в третьем лице и содержит богословское оправдание завоевания им Вавилона с точки зрения жрецов Мардука, а вторая – собственно манифест – произносится Киром от первого лица и содержит призыв к населению Вавилона о поддержке. Вторая часть должна была появиться уже после завоевания города Киром, и она почти не имеет параллелей у Второисайи. Первая же часть надписи (хотя свой окончательный вид она получила уже после завоевания) содержит пропаганду, которую жрецы Мардука могли использовать ещё до завоевания для дискредитации своего врага Набонида и убеждения народа в том, что Кир – избранный слуга Мардука. И почти все основные элементы этой первой части надписи имеют параллели в главах 40-48 Второисайи, но не в последующих главах.

 

Это параллели двух родов – отдалённые и близкие. Отдалённые параллели представляют разновидности одной и той же теологической конструкции. В манифесте Кира она очень проста: бог Мардук разгневался на вавилонского царя Набонида за его злодеяния; по этой причине он нашёл справедливого правителя Кира и поручил ему наказать Набонида и освободить Вавилон. Вариант Второисайи несколько более сложен: бог Яхве разгневался на свой народ Израиль за его злодеяния и предал его для наказания в руки вавилонянам, но те превысили свои полномочия, за что Яхве разгневался на них тоже; по этой причине он нашёл справедливого правителя Кира и поручил ему наказать вавилонян и освободить Израиль. Ясно, что из этих двух теодицей версия с Мардуком исходная, а версия с Яхве представляет собой вторичное приспособление к воспоминаниям и надеждам иудейских изгнанников.

 

Однако более поразительными, чем эти отдалённые параллели, являются близкие параллели, которые являют эти два текста при описании призывания богом Кира по имени, взятия его за руку, подчинения ему народов, справедливости Кира и радости о ней бога, направления его в Вавилон и сопровождения его в качестве друга, мирного продвижения и в конечном счёте передачи ему города:

 

Ежедневно замышлял он (Набонид) и, как враг, отменил ежедневные жертвы, почитание Мардука, царя богов и постоянно делал то, что было ко злу для его града; его жителей довёл он до погибели, наложив на них тяжелое иго. Владыка богов разгневался грозно из-за стона их; он оставил их область.


Ис. 47.5-6: Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств. Я прогневался на народ мой, уничижил наследие моё и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое.


Боги, жившие в них, оставили свои жилища из-за гнева за их перенесение в Вавилон.
(У Второисайи параллель отсутствует, ср. Иез. 8-11.)


Мардук... да обратится ко всем жилищам, обратившимся в развалины, и к жителям Шумера и Аккада, уподобившимся трупам... Он обратился и умилосердился о них.


Ис. 40.1-2: Утешайте, утешайте народ мой, говорит бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Яхве принял вдвое за все грехи свои.


Он обозрел все страны, исследовал их, искал праведного царя по своему сердцу, чтобы взять его за руку.


Ис. 42.6: Я, Яхве, призвал тебя (Кира) в правду, и буду держать тебя за руку и хранить тебя.
(Царство над Вавилоном ежегодно получалось от Мардука, когда царь брал статую бога за руку и вёл её в ежегодном шествии. Именно это имеет в виду Второисайя. Параллелизм с этим стихом и последующими, начиная с 42.1, которые цитируются ниже, очевиден и неопровержим. Он указывает, что «песнь раба господня» имеет в виду Кира.)


Кира, царя Аншана, воззвал он по имени и призвал его ко владычеству над вселенной.
Ис. 45.1,4: Так говорит Яхве помазаннику своему Киру: я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы… Я назвал тебя по имени.


Гутиев, всех Умманмандов поверг он под ноги его.


Ис. 45.14: Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою.


Черноголовых людей, которых он дал победить рукам его, взял он под свое покровительство в правде и справедливости.

 

Ис. 42.1: (Кир) возвестит народам суд… Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда.


Мардук, великий владыка, защитник людей своих, радостно воззрел на его (Кира) благословенные деяния и его праведное сердце и повелел ему шествовать к своему граду Вавилону, дал ему направить свой путь к Вавилону, сопутствуя ему как друг и товарищ.


Ис. 42.1: Вот, отрок мой, которого я держу за руку, избранный мой, к которому благоволит душа моя. Положу дух мой на него, и возвестит народам суд. Ис. 48.14: Яхве возлюбил его, и он исполнит волю его над Вавилоном и явит мышцу его над Халдеями. Ис. 43.14: Я послал (Кира) в Вавилон. Ис. 45.1-2: Так говорит Яхве помазаннику своему Киру: Я держу тебя за правую руку… Я пойду пред тобою.


Его широко растянувшиеся войска, неисчислимые, подобно воде реки, шли вооружённые с ним. Без боя и битвы дал он ему вступить в Вавилон и пощадил свой град от утеснения. Набонида, царя, не почитавшего его, Мардука, он предал в его (Кира) руки. Все жители Вавилона, весь Шумер и Аккад, вельможи и наместники склонились перед ним ниц и целовали его ноги; они радовались царству его, и сияли их лица.


Ис. 41.2-3: Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою. Ис. 45.2: Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю. Ис. 47.3,10: Совершу мщение и не пощажу никого… (ибо) ты говорила в сердце твоем: «я, и никто кроме меня». Ис. 45.14: Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою.


Владыку, силою своею воскрешающего мертвых и пощадившего всех от гибели и беды, радостно благословляли они, поминая его имя.

Ис. 42.6-7: Я, Яхве, призвал тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить тебя, и поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.

 

Большинство из тем, представленных в этих параллелях, встречаются у Второисайи неоднократно, но лишь в главах 40-48 включительно. Эти параллели демонстрируют буквальную зависимость. То, что два автора говорят одни и те же вещи, может быть совпадением, но то, что они говорят так много одних и тех же вещей, в одном и том же месте, в одно и то же время и об одном и том же человеке, совпадением быть не может.

 

Многие исследователи признают, что пророчества Второисайи о победе Кира, если они распространялись в Вавилонии до её захвата Киром, были пропагандой в интересах персов. Настоящая статья добавляет к этому, что они были также и пропагандой самих персов. Пророк не только был «вдохновлён» персидскими агентами, но содержание и общая тематика его вдохновения совпадают с манифестом самого Кира. Кир был известен использованием подрывных методов, и обычно признаётся, что он применил их для захвата в том числе и Вавилона. Вряд ли его агенты пренебрегли бы возможностью обратиться к группам недовольных – таким как иудейские изгнанники. Тогда расхождения между Второисайей и манифестом Кира лучше всего объясняются тем, что персидские агенты приспосабливали свою пропаганду к интересам и надеждам различных групп. Иудеям они представляли Кира как избранного Яхве для наказания Вавилона и восстановления Израиля, а вавилонскому жречеству – как избранного Мардуком для освобождения Вавилона от тирании Набонида.

 

Если Второисайя находился в контакте с персидскими агентами, он мог в дополнение к пропаганде в пользу Кира позаимствовать от них и другие идеи. Такие идеи могут быть обнаружены в его сочинении, если они до того момента были редки и сравнительно незначительны – даже если и не полностью неизвестны – в еврейской литературе. В богословской мысли мало абсолютной новизны, поэтому редко удаётся обнаружить абсолютно первое появление какой-либо важной идеи – даже в сохранившемся материале – или объяснить множество случайных и изолированных моментов. При этом можно чётко увидеть и необходимо исторически объяснить то, как определённые идеи, ранее спорадические и несущественные, внезапно находят частое выражение и становятся центром внимания важных сочинений. Ярким примером этому является история представления о том, что Яхве создал мир. Оно не играет заметной роли в тех из сохранившихся произведений еврейской литературы, которые могут быть убедительно датированы временем раньше Второисайи. (Как всем известно, датировка первой главы Книги Бытия и Псалмов является предметом спора, они могут быть более поздними, чем Второисайя). Это представление иногда встречается в высказываниях пророков, как, например, в Иер. 27.5, но редкость таких случаев лишь подчёркивает обычное равнодушие пророков к данному вопросу. И вот внезапно оно становится одной из главных тем Второисайи в главах 40-48. Однако оно не было необходимым для основной цели Второисайи – подготовить евреев к их скорому спасению и убедить их, что освободит их именно Яхве. Для этого от божества требовалось лишь достаточное могущество ради совершения предполагаемых деяний. Естественно, представление Второисайи о Яхве как о единственном, всемогущем боге-творце придавало абсолютную определённость его заявлению о грядущем освобождении, но оно не было необходимым для такого заявления и не может быть из него выведено. Его непосредственный предшественник Иезекииль делал такие же заявления, не вдаваясь в космологические рассуждения. Справедливости ради нужно отметить, что, представляя эту идею, Второисайя несколько раз говорит о том, что это не новое учение, но такое, с которым его читатели должны быть давно знакомы (40.21, 28 и т.д.). Однако инноваторы часто заявляют о древних корнях своих инноваций (ср. с Павлом в Деяниях 26.22: «Ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет»). И та настойчивость, с которой Второисайя вновь и вновь возвращается к этому учению, свидетельствует о его ожидании, что оно окажется незнакомым для его читателей и не будет ими сразу же принято или даже понято. Эти соображения позволяют видеть здесь результат какого-то внешнего влияния, нового для еврейской традиции. И тот факт, что Второисайя заимствовал свою политическую программу из персидской пропаганды в пользу Кира, оправдывает поиск источника этого нового влияния в персидском материале, который благодаря победам Кира как раз в это время впервые начинал оказывать влияние на Месопотамию.

 

Одной из Гат Заратуштры является Ясна 44 – ряд обращённых к Ахура Мазде вопросов, предполагающих ответ «Это есмь Я» или «Это совершаю Я». Не только использование подобных риторических вопросов является яркой особенностью стиля Второисайи, но и почти все из конкретных вопросов, составляющих космологическую часть указанной Гаты (стихи 3-5), либо задаются, либо получают ответы у Второисайи, только место Ахура Мазды занимает Яхве.

Ясна 44.3. 1-2

Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто при родах
отец Истины первый?

Ис. 45.8: Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду… Я, Яхве, творю это.

Ясна 44.3. 3-5
Кто и Солнцу
и звёздам создал пути?
Кем же Месяц
растёт – убывает, Тобой?
Это, Мазда,
желаю знать и другое!


Ис. 40.26: Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени.


Ясна 44.4. 1-3а:
Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто же держит
землю внизу и небо
От паденья?


Ис. 40.12: Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли? Ис. 42.5: Яхве, сотворивший небеса и пространство их, распростёрший землю с произведениями её. Ис. 44.24: Я Яхве, который сотворил всё, один распростёр небеса и своею силою разостлал землю. Ис. 45.12: Я создал землю и сотворил на ней человека; я – мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон я. Ис. 45.18: Он, бог, образовавший землю и создавший ее. Ис. 48.13: Моя рука основала землю, и моя десница распростерла небеса.


Ясна 44.4. 3b-4:
Кто [создал] воды и растенья?
Кто облакам
и ветру впряг пары быстрых?


Ис. 40.12: Кто исчерпал воды горстью своею? Ис. 41.19: Посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе. Ис. 44.3: Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее.


Ясна 44.4. 5:
Кто, о Мазда,
Мысли Благой Создатель?


Ис. 40.13: Кто уразумел дух Яхве, и был советником у него и учил его? С кем советуется он, и кто вразумляет его и наставляет его на путь правды, и учит его знанию, и указывает ему путь мудрости? Ис. 45.19: Я Яхве, изрекающий правду, открывающий истину.


Ясна 44.5. 1-3:
Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто искусный
и день создал, и темень?
Кто искусный
сон дал и пробужденье?


Ис. 45.7: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Яхве, делаю всё это.


Ясна 44.5. 4-5:
Кто тот, зарю
с полуднем дал и ночью
Напоминал
разумным о занятьях?

 

 Последние стихи не имеют параллели у Второисайи; ср. Пс. 103.19-23.

 

Вышеприведённые параллели вряд ли достаточны для доказательства буквальной зависимости Второисайи от Ясны 44. Однако они определённо предполагают отношение к одной и той же традиции. Вопрос о конечном источнике этой традиции не может быть рассмотрен в настоящей статье (Хумбах заявляет, что вопросы, вероятно, восходят к древней катехетической традиции, следы которой обнаруживаются также в Ведах). При этом можно утверждать, что традиция, каким бы ни был её конечный источник, попала к Второисайе от персов и в форме, подобной форме Ясны 44. Сходство формы не может скрыть то, что у Второисайи вопросы к божеству переделаны в риторические вопросы, обращённые к читателю, или в прямые заявления божества motu proprio. На заимствование Второисайей вопросов от персов указывает тот факт, что в пятнадцати главах Второисайи космологический материал и политическая пропаганда сосредоточены в главах 40-48. В этих главах часто и настойчиво утверждается о том, что Яхве сотворил мир, а в последующих главах, хотя такая мысль и может подразумеваться, определённо она выражена лишь в 51.13 сл. Таким образом, космологический материал, который имеет персидские параллели, и политический материал, который имеет персидский источник, присутствуют почти исключительно в одном и том же разделе книги. Более того, в этом разделе они чаще всего приводятся в тесной связи:

 

42.5-7: Так говорит бог Яхве, сотворивший небеса и пространство их, распростёрший землю с произведениями ее… Я, Яхве, призвал тебя в правду, и буду держать тебя за руку и хранить тебя, и поставлю тебя в завет для народа, … чтобы узников вывести из заключения.
 

44.24-28: Я Яхве, который сотворил всё, один распростёр небеса и своею силою разостлал землю, ... который говорит о Кире: пастырь мой, и он исполнит всю волю мою.
 

45.1-8: Так говорит Яхве помазаннику своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы… Я пойду пред тобою, … медные двери сокрушу и запоры железные сломаю, … дабы ты познал, что я, Яхве, называющий тебя по имени, бог Израилев… Я препоясал тебя, хотя ты не знал меня, дабы узнали, … что нет кроме меня… Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Яхве, делаю всё это. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Яхве, творю это.


45.12-13: Я создал землю и сотворил на ней человека; я – мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон я. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город мой и отпустит пленных моих.


48.12-15: Я первый и я последний. Моя рука основала землю, и моя десница распростёрла небеса… Яхве возлюбил его, и он исполнит волю его над Вавилоном и явит мышцу его над Халдеями. Я, я сказал, и призвал его; я привёл его, и путь его будет благоуспешен. 

 

Таким образом, мы имеем две тесно связанные темы, обе сосредоточенные в одних и тех же восьми главах сочинения из пятнадцати глав, одна из которых – политическая пропаганда – является совершенно новой для еврейской традиции и определённо заимствована у персов, а вторая – космология – никогда ранее не была столь важна в еврейской традиции, но присутствовала в персидском материале, где выражалась в форме, замечательно похожей на форму, в которой она выражена здесь. Учитывая эти факты, трудно избежать заключения, что не только политическая пропаганда, но и космология была заимствована Второисайей у персов.  

 

Я обязан профессору Элиасу Бикерману наблюдением, что увязка космологии с политической пропагандой продолжается и в более позднем персидском материале, например, в надписи Ксеркса: «Бог великий Ахура Мазда, Который создал эту землю, Который создал это небо, Который создал человека, Который создал благоденствие для человека, Который сделал Ксеркса царем, единым над многими царем, единым над многими повелителем». На этом основании профессор Бикерман предполагает, что источником общего материала для Второисайи и надписи Кира могло быть персидское пророчество, обещающее Вавилон Киру от имени Ахура Мазды, творца неба и земли. Утверждение Второисайи о том, что творцом является Яхве, может в таком случае рассматриваться как реакция, но независимо от того, было ли оно реакцией или нет, его форма и предположительно содержание были сформированы персидской традицией.  

 

Особенно впечатляющим является процитированный выше отрывок из главы 45 (стихи 1-8). Он начинается с обращения к Киру и обещания отдать ему Вавилон, после чего в качестве гарантии исполнения обещания заявляется, что дающий его Яхве является единственным богом и творцом. При этом упоминаются семь из его творений (стихи 7-8): свет и тьма, добро («мир») и зло, праведность (цедек), которая нисходит с небес, и спасение и правда (цедака), которые произрастают из земли. В зороастризме Ахура Мазда является творцом семи сверхъестественных сущностей, из них последние – Бессмертие и Целостность, которые могут быть отождествлены со «спасением и правдой» Второисайи, потому что персидские понятия отождествляются с деревьями и водами, исходящими из земли. Особый характер выражения Второисайи (отголоском которого, по всей видимости, является «возникающая из земли истина» в Пс. 85.12) становится ясным при сравнении с отрывком из Осии 2.21-23, который мог на него повлиять. У Осии благословения являются естественными – дождь с неба и хлеб, вино и елей из земли. У Второисайи они превратились в сверхъестественные сущности. Перемена может быть объяснена влиянием персидской мысли.


Ссылки


 

 

Статистика




Яндекс.Метрика