Александр Васильев
ШАСУ НОВОЕГИПЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ
Шасу представляют собой группу населения, с которой египтяне периодически
сталкивались в эпоху Нового царства преимущественно во время походов в
Сирию-Палестину. Шасу, подобно хапиру, вызывают интерес прежде всего в
контексте ранней истории Израиля. Место шасу в ней определяется по разному,
но очевидны по крайней мере их непосредственная связь с каким-либо из библейских
народов и роль в генезисе ветхозаветной религиозной традиции. Для того,
чтобы верно определить связь шасу с библейскими народами Палестины (в том
числе и с самим Израилем), необходимо выяснить, кем являлись эти шасу.
Был ли это народ или социальная группа, каково происхождение термина, какова
была география расселения шасу? В литературе на эти вопросы можно найти
различные ответы. Наиболее популярно сегодня отождествление шасу с номадами-овцеводами
Сирии-Палестины в целом, и, соответственно, приписывание этому термину
не только этимологии социального характера, но и актуального социологического
смысла "номады" [1]. Подкреплением такого взгляда служат
и широкая география шасу, которые будто бы встречаются практически на всей
территории Сирии-Палестины, и обе предполагаемые этимологии: египетская
— от глагола "шас"-скитаться, с последующим "шос"-пастух,
и семитская — от "шаса"- грабить, "шосэ" - грабитель,
которые несут в себе социальную окраску, определяя шасу как некую группу
неоседлого враждебного населения. В исследованиях о генезисе Израиля шасу
обычно именно в таком значении номадов-овцеводов, соседей городского населения
в период Поздней бронзы (1550/1500 — 1200) и включаются в предлагаемою
модель трансформации Палестины при переходе к новым обществам Железного
века. В последнее время в связи с развитием модели "реседентаризации",
где решающую роль в генезисе Израиля играют как раз пастухи-овцеводы, потомки
горожан периода Средней бронзы, вновь переходящие к оседлости в начале
Железного века, шасу становятся первыми кандидатами на роль предшественников
Израиля [2]. Наглядным подтверждением такой связи служит идентификация
шасу карнакских рельефов Рамсеса II с Израилем стелы Мернептаха, предложенная
в процессе недавно возникших споров о взаимосвязи двух этих памятников
[3]. Взгляд на шасу как на номадов-овцеводов, обитавших в ряде
районов Сирии-Палестины, не вызывает особых возражений. Но насколько правомерно
толкование термина шасу именно в таком социальном смысле? Чтобы прояснить
ситуацию, рассмотрим основные проблемы географии шасу, происхождение их
названия и идентификацию.
До времени Тутмоса II шасу, возможно, дважды засвидетельствованы египетскими
источниками. Самое раннее вероятное упоминание шасу происходит из погребального
комплекса последнего фараона пятой династии Унаса: на блоке со сценой поражения
азиата частично сохранилась надпись []sw [4]. Вторым возможным
упоминанием являются swsw текстов проклятий (Е 57 [5]). Если первый
пример используется для подтверждения взгляда на шасу как на первоначальное
обозначение кочевников-азиатов в непосредственном соседстве с Египтом (хотя
ни из чего не видно, что здесь имеется в виду такой "обобщенный"
азиат, а не конкретное азиатское племя), то во втором случае речь заведомо
идет о конкретной территориально-политической единице, отличной от других,
в том числе от шуту (Е 52-53; ср. Числа 24:17) и кушу (Е 50-51; Авв.3:7,
ср. Чис.12,1), причем здесь, в отличие от первого примера, возможна и более
северная локализация, хотя она и не может быть точно определена. Оба примера
ничего не говорят о египетском значении термина и не допускают его "социологической"
интерпретации. "Шусу" текстов проклятий не могут быть "номадами
вообще", но, очевидно, являются таким же этнополитонимом, как шуту
и кушу.
Поход против шасу во времена Тутмоса II, о котором повествуется в биографии
Яхмоса — Пеннехебта [6], является на сегодняшний день единственным
свидетельством азиатской активности этого фараона. Обычно он рассматривается,
как направленный против южнопалестинских кочевников, хотя отсутствие географического
контекста позволяет переносить место действия и в более северные регионы
и, при желании, даже в Африку [7]. Ясного географического контекста
лишен и поход против шасу Тутмоса III [8], четырнадцатый по счету
из его азиатских походов, но данные его общих топонимических списков помещают
упомянутых там шасу на севере (примерно в южных пределах Южной Сирии),
да и все прочие кампании этого фараона проходили далеко к северу от синайского
пограничья Египта.
Третье по времени упоминание шасу в эпоху Нового царства обнаруживается
в анналах мемфисской стелы Аменхотепа II , где в списке пленных наряду
с ханаанеями, хурритами, апиру и нухашшейцами названы и 15.200 шасу. Список
приводится после описания кампаний 7 и 9 гг. Аменхотепа II [9], разворачивавшихся в Сирии и Северной Палестине; иными словами, здесь также
наиболее вероятна северная локализация, как и в случае Тутмоса III. После
упоминания шасу в топонимическом списке Тутмоса III, о котором будет подробнее
сказано ниже, они регулярно появляются в аналогичных списках его преемников.
Характер упоминаний шасу в ранних новоегипетских памятниках, аналогично
разобранным нами выше среденеегипетским, с несомненностью говорит о шасу
как об определенной, географически и политически выделенной группе населения,
стоящей у Аменхотепа II в одном ряду с ханаанеями, нухашшейцами и хурритами.
Ecли все эти ранние контакты египтян с шасу могли происходить, по крайней
мере преимущественно, в их северном центре, то впоследствии в египетских
источниках на первый план выдвигается южный очаг их расселения (что и неудивительно,
поскольку давление хеттов вызвало общее и довольно сильное смещение египетских
внешнеполитических усилий в Азии к югу). В надписях, сопровождающих рельефы
Сети I, представляющих классические изображения шасу, последние упомянуты
как население района между Силе и Pз Kncn [10], обычно идентифицируемого
с Газой, и на горах Хурру (по-видимому, на Северном Синае вплоть до приграничных
районов Южной Палестины включительно). В памятниках Рамсеса II [11] и Рамсеса III (папирус Харрис 76:9-11) [12] говорится о разгроме
шасу на юге. Папирус Анастаси VI времени Мернептаха сообщает о приходе
в Египет шасу Эдома (54-56 ) [13]. В то же время в папирусе Анастаси
I (17:7, 19:1-4, 20:3-4, 23:7-8) шасу упомянуты в районах Северной Палестины
и Южной Сирии [14]. Некие местные, т. е., южносирийские шасу, подчиненные
хеттам, появляются также в описании Кадешской битвы в качестве дезинформаторов
египтян [15]. В свое время такая широкая география шасу объяснялась
тем, что этот термин, первоначально применявшийся якобы лишь к номадам
Южной Палестины, при Рамсесе II получает более широкое толкование и распространяется
также и на номадов более северных регионов в общем социальном значении
"бедуин" [16]. Однако, как мы видели, северные шасу появляются
в египетских источниках раньше южных.
О южном очаге расселения шасу говорит и знаменитый список топонимов "земли
шасу", в котором надежно идентифицирована страна Сеир и страна Яхва
(та самая Тетраграмма YHWH). Этот список является частью географического
списка, сохранившегося в трех версиях [17]. Наиболее полный перечень
рассматриваемых топонимов происходит из Западной Амары, где в общей сложности
сохранилось семь топонимов. Упомянутая выше идентификация двух других топонимов
с Сеиром и Тетраграммой [18] находит прекрасные параллели в Библии,
и это сразу поставило шасу в связь с развитием ветхозаветной религиозной
традиции (ср. Вт. 33:2, Суд. 5:4).
Предложенный М. Астуром пересмотр южной локализации "стран шасу"
в списке Солеба — Западной Амары нельзя назвать удачным [19]. Однако
северные шасу знакомы нам по ранним новоегипетским памятникам, в самом
деле отмечены в источниках XIV в. В 1970 г. А. Райни и М. Вайперт [20] предложили идентифицировать топоним Айн-Шасу из списка, происходящего
из погребального комплекса Аменхотепа III в Ком-эль-Хейтане с 5-м топонимом
списка Тутмоса III и с неким городом "Энишаси" в долине Бекаа
(район Амки), известным по Амарнской переписке (ЕА 187:12, E-ni-sa-si,
и ЕА 363:4, E-sa-si). А.Райни предложил видеть этот топоним в папирусе
Анастаси I, где соответствующий пункт прямо упоминается в полном контексте
с людьми шасу. Эта локализация согласуется с существованием северных шасу
ранних новоегипетских памятников.
Если принимать связь шасу папируса Анастаси I и Айн-Шасу Аменхотепа III
с Энишаси Амарнской переписки, то термин Айн-Шасу придется признать неегипетским
(считать, что палестинские князья употребляли в своей переписке египетское,
а не местное, название азиатского пункта совершенно невозможно). Тогда,
если считать, что компонент "шасу" здесь тождествен обычному
этнополитониму "шасу", возможность чего была продемонстрирована
выше, то и последний придется считать неегипетским словом.
Далее, позднее новоегипетское употребление термина шасу так же непримиримо
с его социологическим толкованием, как и ранние: Шасу включаются в топонимические
списки, называющие даже отдельные мелкие "страны шасу" ("Страна
Шасу Сеир" и т. д., см. выше). В целом можно сказать, что на протяжение
всего новоегипетского периода источники, относящиеся к Египетской Азии,
знают два перманентных центра расселения шасу — северный (долина Бекаа,
истоки Оронта) и южный (Синай и продолжающие его на восток области до Эдома
и Сеира включительно). Тот факт, что совокупность особых "Стран Шасу",
официально воспринимавшихся египтянами именно в этом качестве, помещалась
на юге, как и то, что южный район расселения шасу неизмеримо превосходит
северный по территории, доказывает, что главным являлся именно южный "очаг"
— основная территория расселения шасу как этнополитической общости, — в
то время как на севере мы имеем дело, скорее, с анклавом.
Все сказанное выше побуждает нас рассмотреть вопрос о возможностях упоминания
шасу в Амарнской переписке и вообще о соотношении шасу с упомянутыми в
ней группами населения. Eсли термин "шасу" — египетского происхождения,
то естественно ожидать, что аккадоязычная переписка будет пользоваться
иной, неегипетской терминологией, и термина "шасу" мы в ней не
найдем; однако сама эта общность в ней может упоминаться. Если же, как
подсказывает нам топоним Эни-Шаси, термин "шасу" — местный, то
ситуация опять-таки может быть аналогичной: ведь аккадоязычная переписка
может быть чужда местным терминам в ненамного меньшей степени, чем египетским,
а термин "шасу" заведомо не принадлежит ни к аккадской, ни к
общераспространенной семитской лексике (из семитских языков он может быть
опознан только в древнееврейском языке Библии в упоминавшихся выше формах.
Учитывая место определенных общностей шасу на карте новоегипетской Сирии-Палестины,
все сказанное открывает возможность опознания шасу под тем или иным аккадоязычным
названием Амарнской переписки. На эту роль в литературе весьма часто рекомендовались
"сутии" ("суту") Амарны, которым при этом, кстати,
тоже часто приписывали общее значение "номады" [21] .
Такое отождествление могло бы показаться вполне логичным: если новоегипетские
источники знают в Южной Сирии и Палестине, помимо оседло-урбанизованного
населения, в основном шасу и хапиру, то аккадские — хапиру и суту. Однако
"суту"-сутии, по всей видимости, были известны египтянам как
особый народ под собственным именем, упоминавшийся отдельно от шасу в общих
памятниках ("шуту" текстов проклятий, новоегипетская Pз stw в
списках Солеба и Западной Амары [22] ). Более того, ареал сиро-палестинских
"суту"-сутиев, известный как по текстам Амарны, так и по другим
источникам, не имеет ничего общего с ареалом шасу: сутии компактно заселяют
области от Дамаска на север, большей частью — Заиорданье ("сыны Шета",
"амореи" Библии), и отдельными группами неясного характера встречаются
в Палестине (Амарнские письма). Компактный же ареал шасу лежит далеко на
юге, где никакие, в том числе египетские и библейские, источники "шуту"//"суту"//"шетитов"
не знают (исключая, возможно, изолированное упоминание изолированного же
анклава "амореев" в Тамаре в Быт.14:7). Итак, там, где в основном
обитают сутии, нет шасу, а там, где в основном обитают шасу, нет сутиев;
отождествлять их, стало быть, весьма затруднительно.
Первым примером упоминания шасу является рассмотренное выше именование
города Энишаси (если он тождествен Айн-Шасу и связан с шасу), территориально
лежащего именно в северном районе расселения шасу. Вторым — опасения автора
ЕА 318 (ЕА 318:12), страшащегося гибели от рук "могучих врагов — хапиру,
суту и habbati (т. е., в дословном переводе с аккадского, "грабителей")".
Тот факт, что эти "грабители" помещены в общий перечень с заведомыми
особыми териториально-политическими общностями сутиев и хапиру, означает,
что слово habbati употреблено здесь не в дословном, а в сопоставимом терминологическом
значении. Тогда, учитывая, с одной стороны, место шасу как третьего реального
этнополитического компонента внегородского, т. е., агрессивного и "неуправляемого"
населения Ханаана наряду с сутиями и хапиру, а с другой — наличие в библейском
древнееврейском термина "шосэ" именно в значении "грабитель",
мы получим веские основания отождествлять "habbati" EA 318 с
шасу.
Наконец, еще одно важное упоминание шасу содержится в письмах из храма
Амона в Карнаке, где речь идет о кампании Рамсеса IX против шасу, локализируемых
на крайнем юге Египта [23] . Однако этот пример в любом случае вряд
ли может доказывать даже и позднейшее, а тем более первоначальное применение
термина шасу в социальном смысле; ничто как будто не мешает рассматривать
этих шасу как мигрантов из Азии. Все остальные упоминания о шасу в Египте
хорошо согласуются с данными источников об угоне и перемещении шасу в Египет
эпохи Нового Царства.
Сам термин "шасу" может рассматриваться как этнический термин
неегипетского происхождения; остается неизвестным, имел ли он значение
"добычливый/грабитель" изначально, или приобрел таковое в иных
языках в ходе враждебных контактов реальных шасу с их носителями. Точно
так же невозможно решить вопрос о том, является ли египетское слово "шасу"
= "пастух" консонантным омонимом к этнониму "шасу"
(напомним, что вокализация нам неизвестна для обоих терминов), или именно
это название кочевого народа естественно вошло в египетскую речь в переносном
значении "пастух" (это значение не зарегистрировано для слова
"шасу" ни в одном из древнеегипетских текстов, так что его следует
считать вторичным). Как бы то ни было, следует считать доказанным, что
"шасу" памятников Нового Царства обозначает не "номадов"
— "кочевников вообще", а определенную этнополитическую общность
(совокупность родственных этнополитических общностей), занимающих определенную
территорию; надо думать, что "шасу", поселившийся в городе, не
перестал бы быть для египтян "шасу", как и деурбанизированный
хуррит в "шасу" бы не превратился. Более того, нет даже уверенности,
что общность шасу вообще была кочевой, хотя ее основная (южная) локализация
делает такое предположение наиболее вероятным, а значение "шасу-пастух"
хорошо согласуется с ним.
Добавим, что как определенную этногруппу людей шасу характеризуют и их
египетские изображения, приписывающие им совершенно особую внешность. Кстати,
такие изображения можно различить и в сцене битвы при Кадеше [24],
и на рельефах Сети I, что говорит об этногенетическом родстве северных
шасу, вовлеченных в Кадешский инцидент (см. выше), с южными, представленными
у Сети.
Разумеется, термин, подобный описанному выше, мог бы употребляться в Египте
и как псевдоэтноним с географической "подкладкой", т. е., обозначать
всякий народ, живший на той же территории, что и исконные "шасу"
и чем-то ассоциирующийся с ними в глазах египтян (ср. византийское применение
термина "скифы" для самых различных тюркских и славянских народов),
однако и в этом случае мы имели бы дело не с соционимом, а с (псевдо)этнонимом,
когда в каждом случае его употребления имеется в виду определенное этнопостестарное
сообщество (а не элемент совокупности социально схожих представителей разных
сообществ).
Но если шасу — не социально-экономический термин, а название этнополитической
группы, то вполне справедливо будет задаться вопросом о том, какому из
народов, упомянутых в Ветхом Завете, эта группа может соответствовать.
В самом деле, Ветхий Завет представляет весьма подробную этногеографическую
картину Палестины последних веков II тыс. до н.э., в том числе тех (XIII-XII
вв.), для которых египетскими данными заведомо зарегистрированы шасу. Очевидно,
что библейский кандидат на такое отождествление должен занимать ту и именно
ту территорию, на которой египтяне располагают шасу (причем именно южный
их центр, поскольку северный, южносирийский, вообще не попадает в ареал
сколько-нибудь подробных географических данных Ветхого Завета); кроме того,
желательно, чтобы Библия характеризовала его как древний, доеврейский народ.
И такой народ в Библии действительно немедленно находится: это Амалек,
расселяющийся от Эдома и Сеира (включительно) по Синаю вплоть до египетской
границы (I Хроник 4: 42-43; Исх. 17) — т. е., в точности в южном регионе
шасу. Решающим аргументом здесь видится предложение А.А.Немировского о
сопоставлении трех групп данных — географического совпадения описываемого
в египетских источниках ареала шасу XIII-XII вв. с территорией единовременных
амалекитов (1); египетской традиции о гиксосах (т. е., по прямому указанию
Манефона, "царях шасу" [25]) — азиатах, захвативших Египет
(2); и независимой арабской традиции о захвативших Египет амалекитских
царях(3) [26]. Благодаря такому сопоставлению выстраиваются подтверждающие
друг друга взаимосвязи между "гиксосами" как "шасу",
"шасу" как "амалеком"(1) и "амалеком" как
"гиксосами" (3), обеспечивающие довольно жесткое отождествление
всех трех терминов [27].
Как и шасу (ср. "Страна Шасу-Яхва" египетских списков), Амалек
оказывается географически связан с Яхве: евреи впервые встречаются с ним
у Горы Бога, Исх.17. Наконец, Амалек является древним народом Палестины,
помещенным в очень архаическом перечне ее доеврейских обитателей — жертв
эламского похода, приводимом в повествовании Быт.14. Включение же Амалека
в генеалогию Исава-Эдома в качестве сына от наложницы Элифаза Тимны (Быт.36:12)
по общим правилам является определенным отражением позднейшего включения
Амалека (точнее, его части) в качестве неравноправной местной группы в
племенной союз эдомитов (напомним, что ветхозаветный Эдом действительно
занимает территорию, где ранее присутствовали новоегипетские шасу). Этот
эдомитский Амалек и по времени, и по месту может с большой вероятностью
соответствовать "шасу Эдома", упомянутым в папирусе Анастаси
VI. Кроме южной окраины Палестины, Амалек обитал также в районе, заселенном
впоследствии эфраимитами (Суд.5:14, 12:15), и эта группа может удобно отождествляться
с севернопалестинской группой шасу, отмеченной в папирусе Анастаси I (см.
выше).
Наконец, Амалек является (наряду с филистимлянами) народом, к которому
в Библии прямо применяется слоыо "шосим" ("грабители",
IСам.14:48; ср. также выше о предполагаемой связи этого термина с шасу).
Парадоксально, что амалекитская идентификация шасу была предложена еще
А.Хайгом, автором первой статьи о шасу [28]. Отождествление шасу
с гиксосами, также предлагавшееся в прошлом веке, в современной литературе
практически никем не рассматривалось из-за общепринятого, - но, тем не
менее, нигде не доказанного, отрицания перевода Манефона. Арабская же историческая
традиция применительно к древней истории Палестины сама по себе лежит за
пределами исследователей древней истории Ближнего Востока (хотя, как показывает
пример с Амалеком, гиксосами и шасу, представляет для них очевидный интерес).
_______________________________
Примечания
[1] Weippert M. Semitische Nomaden des zweiten Jahrtausends:
uber die Shasu des agyptischen Quellen. Bib.55 (1974): 265-280, Ahlstrom
G.The History of Ancient Palestine from the Paleolithic period to Alexander’s
conquest. Philadelphia,1993,pp.276-277.
[2] Hopkins D.Pastorals in LBA -Palestine: wich way did they go?
BA 56 (1993):200-211.
[3] Redford D. The Ashkelon Reliefs at Karnak and the Israel Stela
.IEJ 36 (1986):188-200.
[4] Weippert, Op.cit.,p.269.
[5] Giveon R. Les bedouins Shosou des documents egyptiens, Leiden,Brill
1971,$ 19a.
[6] Ibid.D.1
[7] Ahlstrom, op.cit.,p.225;Vandersleyen C.L’Egypte et la vallee
du Nil,T.2,Paris 1995,p.269.
[8] Gorg M. Thuthmosis 111 und die Shasu-region,JNES 38 (1979):199-202.
[9] Giveon,op.cit.,D.3.
[10] ibid.,D.11.
[11] ibid.,D.14-36.
[12] ibid.,D.38;Grandet P. Papyrus Harris 1,v.2,Paris 1994,n.921(pp.243-245).
[13] Giveon ,op.cit.,D.37.
[14] ibid.,D.36.
[15] ibid.,D.14.
[16] Helck W. Die Bedrohung Palastinas durch einwandernde Gruppen
am Ende der 18. und am Anfang der 19. Dynastie. VT 18 (1968): 472-480.
[17] Edel E. Die Ortsnamenlisten in den Tempeln von Aksha, Amaran
und Soleb in Sudan. BN 11 (1980): 63-79.
[18] Giveon, op. cit. D. 6a, 16a. Gorg M. Jahwe - ein Toponim? BN
(1976): 7-14.
[19] Astour M. Yahweh on Egyptian topographical lists / Festschrift
Elmar Edel, Bamberg 1979, pp. 14-34.
[20] Rainey A. F. El-Amarna Tablets 359-379, London 1970. Weippert
M. Die Nomadenquelle, Festschrift fur H.Galling. Tubingen 1970, pp. 259-279.
[21] Astour M. Op.cit., pp.28-29; Ahlstrom G. Op.cit., p.276; Lemche
N. Early Israel. Leiden-Brill 1985, pp.155-157; Rainey A. Remarks on D.Redford's
Egypt, Canaan and Israel..., p.86.
[22] Gorg M. Sutu-nomaden und shasu-bedouinen // BN 11 (1980), SS.11-20.
[23] Helk W. Eine Briefsammlung aus der Verwaltung des Amuntempels
// JARCE 61 (1967), pp.140-141, 143.
[24] Giveon R. Op.cit., pp.24-34.
[25] Для последнего слова ("сос", греческая передача египетского
"шос/шасу" - "пастух", "человек шасу") сам
Манефон знает только значение "пастух", так что на греческий
термин "гик-сос" он переводит как "цари-пастухи", но
само слово от этого не меняется! Интересно отметить, что значение "пастух",
согласно Манефону, слово "шос" (resp."шасу" в новоегипетском)
имело именно в простонародном языке. Термин мог получить такое значение
именно от шасу, а не от египетского глагола "шас"; напомним,
что в древнеегипетских документах нет ни одного примера, когда это слово
имело бы значение "пастух".
[26] EI, ed.2. Vol.1, fasc.7, p.429; Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хакам.
Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса. М.1985, сс.30-39.
[27] См. Немировский А.А. Древнееврейский этногенез в свете патриархальной
традиции Книги Бытия и политической истории Ближнего Востока. Автореферат
канд.дисс. М.1996,. с.17.
[28] Haigh A. On the Shasu-people // ZAS 14 (1876), pp.52-57.