Проект © НОРДИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

[в раздел] [на главную]

 

Или содомский блуд сотворил?

(сексуальные извращения по каноническим

памятникам XIII-XVIII вв.)

 

 

Канонические церковные памятники XIII-XVIII веков дают представление о том, что считали в те времена грехами и какое наказание за них накладывали. Все тексты имеют разные адресаты. Одни из них предназначены для мирян, отдельно мужчин и женщин, другие для чернецов, иноков и священнослужителей. Интересно, что мужчинам-мирянам (XVIII век) на исповеди надлежало рассказать о том, не грешат ли они сребролюбием, лицемерием, не имеют ли на кого зла, а о содомском грехе спрашивали только в случае, если мужчина грешил малакией (мастурбацией). Если такового греха не было, то дальше его и не расспрашивали. По-иному дело обстояло с чернецами и иноками. Их подробнейшим образом расспрашивали о гомосексуальных контактах, включая взаимную мастурбацию и половой акт. Рассказывать о подобных грехах на исповеди им надлежало в подробностях, например, "многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся". Один и тот же грех предполагал разное по тяжести наказание для мирян и иноков. На них накладывалась более строгая епитимья.

 

В данной подборке основой упор сделан на записи, связанные с мастурбацией, мужеложеством и другими "содомскими" грехами. Для того чтобы было с чем сравнить тяжесть наказания за "голубые" грехи, мы привели несколько выписок, касающихся скотоложества. Любопытно, что за скотоложество предполагалось меньшее наказание, чем за мужеложество, в то же время некоторые "гетеросексуальные" грехи наказывались строже, чем "голубые". Интересно также, как от века к веку менялось отношение к одному и тому же греху. Так, в XIV веке за содомский грех предполагали 3 года "сухояста", а в XVIII веке за мужеложство – 26 лет епитимьи и 300 поклонов в день.

 

Есть, конечно, и забавные с точки зрения морали XXI века грехи. Например "Если кто на восток помочится стоя, да поклонится 300 раз", а "Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть)". В целом, если вчитываться внимательно, то можно сделать довольно много интересных выводов – о том, насколько распространенным был такой грех как мужеложество, о том, каким "изощренным" подчас был "содомский грех". То, в чем каялись иноки XVII века, иногда просто поражает богатством фантазии: "некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил".


 

КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIII-XVIII вв.

 

 

XIII век

 

Особая редакция "Вопрошания Кирика".

Из "Двух правил монахам".

 

Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.

 

 

XIV век

 

Из "Вопрошанья-исповеданья".

 

Сзади блуд сотворив – 40 дней сухояста.

С кумом или с ближним игра до семени – 40 дней сухо есть.

Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть).

 

А это великие грехи

Содомский грех – 3 года.

Мужеложество – 3 года.


 

Из "Правила о верующих в гады".

 

О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.

Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.

Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.

 

 

XV век

 

Вопрос мужам

 

Или содомский блуд сотворил? Пост – 3 дня.

Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи – 3 лета или 4.

Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи – год или два.

Если в свою руку блудил или в чужую – 3 месяца епитимьи.

 

 

Из "Некоторой заповеди" – худого номоканона

 

Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 – вечером...
Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем.

 

 

Из "Правил Халкидонского собора"

 

Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.

 

 

Вопрос женам

 

Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост – 40 дней.

 

 

Из "Исповедания попом и дьяконом"

 

Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?

 

 

XVI век

 

Из "Поновления священноинокам"

 

Господине, отце, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). [...] И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.

 

 

Из древнерусских переводов номоканона Иоанна Постника

 

Если мирской человек займется рукоблудием – 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны. Если же такое случится с иноком, пусть 60 дней сухо есть, без причащения пребывая, постяся каждый день и непрестанно моляся. Тако же и священник.

 

Если инок впадет в истицание (семенной скверны) – 60 дней сухо да ест, строгий пост до 30 дней и по 300 поклонов ежедневно, пока не упадет до усталости.

 

 

Из "Правила святых (отец) о епитимьях"

 

Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.

Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.

Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья – 6 дней, поклонов – по 30 на день.

Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.

А иные с присными беззаконство творят – в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.

Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья – 7 недель, поклонов по 150 на день.

Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост – 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов – по 150 в день.

 

 

Из "Правила с именем Максима"

 

Мужам не достоит в женских портах ходить, а жене в мужних.
Если кто сам на себе блуд сотворит – 40 дней поста ему.

 

 

Из "Вопрошания апостольского"

 

Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Речь Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.

 

 

Из "Правила "Аще двоеженец..."

 

Правило святых апостол и святых отец

... А прелюбодей или со скотом творящий блуд – 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.

 

 

Вопрос к мужам

 

Если содомский блуд сотворил, епитимьи – 3 лета.

Если в руку блуд сотворил, епитимьи – 3 недели.

Если со скотиною – 40 дней поста.

 

 

Вопрос мужам и отрокам

 

Или свой проход рукою щупал, или у парубков?

Или уд свой вздвигал рукою на блуд?

Или в женском платье плясал?

 

 

Из "Вопросы игуменам и священноинокам"

 

Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?

 

 

Без надписания

 

Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:

• блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;

• содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;

• в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;

• ручным блудом безчисленно;

 

 

XVII век

 

Из "Заповедей святых отец"

 

Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи – 8 лет, а причастие – от Пасхи до Пасхи. А поклонов – по 25 в день.

 

 

Из "Иноческого без надписания" и из "Поновления инокам"

 

Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:

• господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;

• многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;

• на друга взлазя люблением страстным;

• некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.

• Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;

• С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;

• Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;

• Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;

 

 

XVIII век

 

Вопросы из сборной рукописи XVIII в.

 

О блудниках

 

ВОПРОСЫ

ЕПИТИМЬЯ/ЛЕТ

ПОКЛОНОВ/ДЕНЬ

Мужеложник?

26

300

Не играл ли с кумами до излияния скверны?

40

80

Не блудил ли рукою или ногою сквозь портно?

21

200

Не чесался ли с похотью до излияния скверны?

40

60

Не помышлял ли на скот с блудным похотением?

7

20

Не рукоблудствовал ли своеручно?

40

50

Не рукоблудствовал ли друг с другом, ты – его, а он – твой уд?

80

50

Не хватал ли кого за срамной уд?

3

100

   

 

"Общие вопросы мирянам без надписания"

 

Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли?

Осязания между вами нечистого не было ли?

Малакий не делаешь ли?

И если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о птицеложестве обстоятельно.
 



Публикуется по Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
"А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: "ЛАДОМИР", 1999. С. 335-344.