< в оглавление | на главную | назад | далее >
2. ДАЛЬНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ
Неожиданное открытие древних рукописей в районе Мертвого моря в сопоставлении со сведениями древних и средневековых авторов о рукописных находках, имевших место в этом районе в III-IX вв., и об обитавшей там в древности “пещерной секте”, привело ученых к вполне естественному и закономерному предположению, что “пещера семи свитков” — не единственная, в которой могли сохраниться рукописи. Однако подлинными инициаторами розысков новых хранилищ рукописей оказались бедуины, справедливо усмотревшие в этом важный источник доходов. Если первые найденные бедуинами рукописи были проданы ими за безценок, то впоследствии установилась весьма высокая такса: один фунт стерлингов за квадратный сантиметр рукописного фрагмента. Этим и объясняется то обстоятельство, что, по меткому выражению Ядина, бедуины племени таамире превратились в племя археологов. Началось продолжающееся до сих пор своеобразное соревнование между кладоискателями-бедуинами и учеными археологами. Надо признать, что лидерами в этом соревновании оставались бедуины, по следам которых двигались археологи. Обычно тот факт, что бедуины приносили для продажи новые рукописные отрывки, служил свидетельством открытия новых хранилищ. Лишь в отдельных случаях ученым удавалось обнаружить еще не обследованные бедуинами пещеры, в которых хранились рукописи. В результате совместными усилиями бедуинов и археологов были обследованы сотни пещер. Большинство из них оказалось пустыми. Примерно в двадцати пяти были найдены лишь незначительные остатки материальной культуры. Рукописи же обнаружены в одиннадцати пещерах Кумрана, в нескольких пещерах Вади Мурабба'ат и в развалинах монастыря Мирд. Место находки некоторых важных рукописей, приобретенных у бедуинов, остается до сих пор неизвестным.
Рассмотрим находки в обследованных пещерах. К обзору уже опубликованных рукописей мы обратимся в следующей главе.
Первая пещера. Как было уже оказано, помимо бедуинов, нашедших здесь первые знаменитые семь свитков и другие фрагменты, в этой пещере, по-видимому, неоднократно побывали и посланцы митрополита Афанасия. В ноябре 1948 г. правительство Иордании установило военные посты для защиты района находок от не в меру ретивых искателей. Однако эти мероприятия оказались мало действенными.
Рис. 2. Первая пещера
Научное обследование пещеры началось лишь в конце января 1949 г. предварительным обследованием, произведенным экспедицией бельгийского капитана Липенса. Систематическое археологическое обследование пещеры, произведенное экспедицией Л. Хардинга — Р. де Во (с 15.II до 5.III 1959 г.), оказалось весьма успешным. Помимо обломков около пятидесяти сосудов с покрышками и другой керамики (светильники, кувшины, горшки), обрывков льняной ткани, пропитанной смолой, во время раскопок было обнаружено около 500 фрагментов 70 произведений. Если предположить, что каждый из сосудов, в которых хранились рукописи
13, мог вмещать три-четыре рукописи, то всего в этой пещере некогда хранилось не менее 150 рукописей. Особое значение имеют находки фрагментов, являющихся частями семи свитков. Находка археологами этих фрагментов еще раз подтверждает, что свитки были действительно обнаружены именно в первой пещере. Найденная здесь керамика обнаруживает полное сходство с керамикой, найденной в других пещерах и в раскопанном позднее помещении, принадлежавшем общине. Все найденные в первой пещере фрагменты опубликованы в 1955 г. в первом томе свода всех рукописей14. Среди этих фрагментов, помимо библейских рукописей, археологами и бедуинами обнаружены неизвестные до сих пор тексты древних комментариев (мидрашей) на библейские книги (Михей, Софоний, Псалмы), апокрифов, произведение, условно названное текстом “Двух колонок”, и др. Исключительное значение имеет находка фрагмента еврейского оригинала апокрифической кн. Юбилеев, известной до сих лор лишь в поздних переводах.Что касается “семи свитков”, то они опубликованы в различных специальных изданиях.
Вторая пещера. В эту пещеру археологи попали в марте 1952 г., после того, как там в феврале уже побывали бедуины и основательно её опустошили. Помимо обломков десяти сосудов, сходных с сосудами из первой пещеры, археологами обнаружены фрагменты различных библейских и небиблейских рукописей. Среди небиблейских рукописей (во фрагментах представлены 40 свитков) найдены фрагменты апокрифических книг Юбилеев и Бен-Сиры. По предварительным сообщениям, среди небиблейских рукописей преобладают сочинения апокалиптического, эсхатологического и мессианистического характера. Три текста написаны загадочным, непонятным письмом
. Тексты второй пещеры еще не публиковались и будут помещены в томе, посвященном второй, третьей, пятой и шестой пещерам.Третья пещера. Обследована археологами в марте 1952 г. Свод в этой пещере провалился, по-видимому, уже в древности. Злейшими врагами рукописей этой пещеры были сырость и крысы. Археологам достались сотни мелких клочков и около трехсот более крупных отрывков, среди которых есть фрагменты Гимнов и комментарии на кн. пророка Осии. Однако наибольшую славу третьей пещере доставили найденные здесь закопанными у входа два медных свитка, оказавшиеся сильно оксидированными.
Четвертая пещера. В 1952 г. бедуины обнаружили самое обширное хранилище древних рукописей, от которых сохранились десятки тысяч фрагментов, представляющих около четырехсот рукописей. Вот что рассказывает об этом необычайном открытии Жозеф Милик
15, один из участников раскопок в этой пещере. В начале сентября группа бедуинов из того же племени таамире мирно беседовала вечером в шатре, вспоминая недавние находки рукописей, столь прославившие район Кумрана и начавшие приносить немалый доход бедуинам. Вдруг один глубокий старец, словно пробудившись от сомнамбулического состояния, вспомнил, как в дни своей далекой юности он охотился в районе Кумрана. В поисках внезапно исчезнувшей раненой куропатки он забрел в пещеру, где увидел древний светильник из глины и глиняные черепки. Воспламенившись перспективой новых рукописных находок и тщательно разузнав у старца все топографические ориентиры и приметы, бедуины стали готовиться в путь. Захватив запасы продовольствия, веревки и светильники, бедуины разыскали пещеру и, на веревках проникнув в отверстие грота, стали его раскапывать, так как и здесь свод пещеры обвалился еще в древности. Перевернув несколько кубометров земли, они обнаружили большое хранилище рукописей. Вскоре эти рукописи стали появляться в продаже. И хотя бедуины пытались ввести в заблуждение ученых относительно местоположения новой, столь богатой рукописями, пещеры, тайна эта раскрылась. Поспешившие к пещере представители иерихонских властей заставили разбежаться застигнутых врасплох тайных археологов. 22 сентября здесь начала работать научная археологическая экспедиция во главе с Р. де Во и Ж. Миликом, на долю которой достались еще сотни фрагментов. Найденные же бедуинами фрагменты поступали в продажу отдельными партиями в течение пяти-шести лет с момента находки.Рис. 3. Четвертая пещера
Изучение этого колоссального рукописного клада потребует еще ряда лет. До сих пор в предварительном порядке публиковались лишь отдельные отрывки. Издание всех текстов четвертой пещеры займет несколько объемистых томов. Судя по предварительным сообщениям участников международной комиссии по изданию кумранских текстов, хранилище 4-й пещеры было настоящей библиотекой, в которой были собраны литературные произведения самого разнообразного характера и жанра.
Рукописи библейских книг представлены множеством отрывков (выполненных как квадратным, так и палео-еврейским письмом) из всех канонических библейских произведений за исключением книги Эсфири. К числу неожиданностей относится открытие библейских текстов, принадлежащих к различным редакциям: близкой к канонизированной или масоретской, близкой к тексту греческого перевода, к тексту самаритянского Пятикнижия и к смешанным типам.
Среди рукописей небиблейского содержания обнаружены тексты как известных, в том числе по находкам в первой пещере, так и вовсе до сих пор неизвестных сочинений. Собрание кумранских комментариев пополнилось отрывками из комментариев на книги пророков Исайи, Осии, Наума и на кн. Псалмов. Некоторые из фрагментов комментария на Исайю обнаруживают следы свежих разрывов, по-видимому, преднамеренных. Не исключена поэтому возможность возсоединения в будущем этих разорванных частей. Из произведений кумранской общины, известных по находкам в 1-й пещере, прибавились
одиннадцать фрагментированных экземпляров Устава, пять Гимнов (частично дополняющие лакуны текста из 1-й пещеры, частично содержащие новый материал), а также экземпляр свитка “Войны” в новой версии. Большое значение имеет находка фрагментов семи экземпляров так называемого Дамасского документа, известного до сих пор по списку XII в. н. э.К числу неизвестных до сих пор произведений относится сборник отрывков из библейских книг с комментариями на них. Сборник имеет ярко выраженный мессианский характер. Многие рукописи на арамейском языке содержат, согласно предварительному сообщению члена Международного комитета по изданию кумранских рукописей Старки, произведения мистического и эсхатологического содержания, а также генеалогические таблицы. К циклу апокрифических произведений, не вошедших в иудейский канон Библии и частично сохраненных христианской Церковью в поздних переводах, относятся фрагменты оригиналов кн. Товит (одна рукопись на коже на еврейском языке и две арамейские версии на папирусе и коже), кн. Юбилеев (пять рукописей, из них одна на папирусе) на хорошем еврейском языке (согласно сообщению Милика, латинский и эфиопский переводы хорошо передают текст оригинала), кн. Еноха (восемь рукописей на арамейском языке), “Завещания” Левия и Наффали на арамейском языке. К этой же группе относится фрагмент Псевдо-Иеремии и “Премудрости” или “Поучения” типа апокрифической книги Бен-Сиры, а также отрывок из неизвестной до сих пор книги Тайн, аналогичной найденной в первой пещере.
Среди рукописей, изучаемых Миликом, имеются любопытные астрономические тексты, выполненные загадочным, зашифрованным письмом. На обороте одного из этих папирусных фрагментов сохранилось выписанное квадратным шрифтом название сочинения: “Мидраш книги Моисея” (mdrs spr mwsh). Большой интерес представляют сочинения, связанные с календарными исчислениями, близкими к календарю, отраженному в книгах Юбилеев и Еноха, а также в раннехристианской традиции. Сообщается о находке филактериев
16, сборников литургических и юридических текстов, в частности, сборника предписаний, касающихся ритуальной чистоты, на языке, близком мишнаитскому. Мы перечислили далеко не все находки четвертой пещеры, о которых имеются предварительные известия. Большая часть фрагментов еще не разобрана и не определена.Пятая пещера. Эта пещера была обнаружена археологами в 1952 г. во время обследования четвертой пещеры. В этой пещере еще не побывали бедуины и, следовательно, всё её содержимое попало в руки ученых в том виде, в каком оно находилось в течение почти двух тысячелетий. Помимо библейских текстов, в пятой пещере обнаружены фрагменты из Дамасского документа, сборник библейских эсхатологических текстов, фрагменты апокрифической кн. Товит, арамейский текст “Описания Hoвoro Иерусалима”, фрагменты филактериев. Тексты пятой пещеры еще не издавались.
Шестая пещера. Едва успела удалиться археологическая экспедиция, обследовавшая Вади Мурабба'ат и 4-ю и 5-ю тещеры, как бедуины обнаружили по соседству с последними еще одну пещеру — 6-ю. Из этой пещеры в руки ученых через бедуинов попали 57 фрагментов на коже и 718 фрагментов на папирусе. Среди последних имеются тексты из кн. Царей, отличающиеся от масоретского текста, фрагменты кн. Даниила, написанные полукурсивным письмом, фрагменты генеалогической таблицы народов. Кроме того, и здесь были обнаружены фрагменты Дамасского документа.
Пещеры 7-10
17. Эти четыре “малые пещеры” были открыты археологами в 1955 г. Малыми они названы из-за незначительного количества найденных в них рукописей.Подобно четвертой пещере, здесь также еще в древности произошел обвал. Зимние потоки дождей, проникавшие в пещеру после обвала, нанесли рукописям непоправимый вред. Седьмая пещера находится на краю эспланады, к югу от развалин центрального строения общины (см. ниже). В ней обнаружена керамика I в. н. э. На одном сосуде дважды написано черными чернилами слово rwm', могущее означать “Рим”, но также “высоту”, “возвышенность”. Из рукописей дошли папирусные фрагменты греческого текста кн. Исход и Послания Иеремии. Дошел также маленький фрагмент на коже с еврейскими знаками. В восьмой пещере, находящейся подле седьмой, найдены обломки светильника I в. н. э., два футляра для филактериев с четырьмя отделениями. В одном из футляров сохранились фрагменты филактерия и несколько мелких документов, выполненных хорошим письмом. В девятой пещере, сообщающейся с восьмой, обнаружен лишь один фрагмент папируса с еврейскими буквами. Наконец, в десятой пещере, находящейся к западу от центрального строения, обнаружены лишь остраконы (черепки), на одном из которых сохранились две
буквы еврейского алфавита.Одиннадцатая пещера. Обнаружена в 1956 г. бедуинами, нашедшими здесь пять почти полностью сохранившихся рукописей, в том числе кн. Псалмов, несколько хуже сохранившуюся третью кн. Пятикнижия — Левит, написанную палеоеврейским письмом персидского времени, значительную часть апокалипсиса Новый Иерусалим. Из других отождествленных произведений большой интерес представляет арамейский перевод (“Таргум”) кн. Иова. По мнению Кросса, это может быть тот самый Таргум Иова, который был осужден рабби Гамалиилом
18.Археологические раскопки, произведенные в этой пещере Роланом де Во в том же 1956 г., несмотря на огромные трудности
19, не привели к существенным находкам рукописей. Так, обнаружен документ, напоминающий по форме затвердевшую и почерневшую сигару. Документ пока еще не развернут, и содержание его неизвестно. В то же время раскопки выяснили историю заселения этой пещеры. Выявлено три слоя: энеолитический; отделенный от него слоем желтой земли слой израильского поселения VII в. до н. э.; наконец, слой, соответствующий периоду Хирбет Кумрана (II в. до н. э.). От последнего периода дошли железные предметы (ножницы, ножи), керамика, аналогичная керамике других пещер, обрывки белья и веревок. Пещера находится в двух километрах севернее центрального строения. Возможно, что в пещере жили члены кумранской общины. Аналогичные следы обитания обнаружены и в других обследованных пещерах и расщелинах, в которых не сохранились рукописные памятники20.Пещеpы Вади Мурабба'ат
. Осенью 1951 г. в продажу стали поступать новые партии фрагментов на коже и папирусе. По всем данным, бедуины обнаружили новые хранилища рукописей. С большим трудом удалось выведать местоположение нового района, в котором были найдены рукописи, и с января 1952 г. началось систематическое археологическое обследование нового района. С 21.I по 3.III объединенная археологическая экспедиция Иорданского департамента древностей Французской археологической школы в Иерусалиме и Палестинского археологического музея во главе с Ланкестером Хардингом и Роланом де Во начала систематические раскопки и археологические обследования пещер в районе Вади Мурабба'ат, в 25 км к юго-востоку от Иерусалима, в 18 км к югу от Хирбет Кумрана, в двух-трех часах ходьбы от берега Мертвого моря. Раскопки, производившиеся в местности, недоступной для колесного транспорта, были связаны с большими трудностями по доставке продовольствия, источников электрического освещения (необходимого для работы в темных пещерах), а также другого экспедиционного снаряжения. И здесь произошла такая же курьезная встреча с бедуинами, как в 4-й пещере. Как только экспедиция, эскортируемая воинскими силами, достигла пещер Вади Мурабба'ат, оттуда стали разбегаться тайно работавшие там бедуины. Впрочем, часть из них тут же нанялась на работу в экспедицию.В результате обследования пещер в них обнаружены памятники материальной культуры, начиная от эпохи энеолита (IV тысячелетие до н. э.) и до арабского времени. Установлены четыре фазы поселения: 1) энеолит (IV-III тысячелетие); 2) период средней бронзы (2000-1600 гг. до н. э.); 3) период железа II (VIII-VI вв. до н. э.); 4) греко-римский период (IV в. до н. э. — II в. н. э.). Особенно богато представлено римское время. Помимо вещественных памятников (орудия, керамика, каменные и деревянные сосуды, ткани и пр.) и монет (от 58/59 г. н. э. до 132-135 г. н. э.), в пяти пещерах Вади Мурабба'ат были обнаружены письменные памятники самого различного характера, содержания и времени на арамейском, еврейском, набатейском, греческом и арабском языках21. К сожалению, большое количество рукописей дошло в обрывках. Множество мелких фрагментов обнаружено в крысиных гнездах. Согласно свидетельству Л. Хардинга, грызуны использовали папирусы и ткани в качестве подстилки в своих гнездах.
Рис. 4. Пещеры Вади Мурабба'ат:
первая — справа; вторая — слева
В отличие от кумранских находок, среди рукописей из пещер Вади Мурабба'ат встречаются деловые документы: брачные контракты и долговая расписка (на греческом языке), остраконы на еврейском и греческом языках и другие документы, о содержании которых сведений пока нет. Особый интерес представляют письма и документы, относящиеся к деятельности повстанческих отрядов Бар-Кохбы, вождя антиримского восстания 132-135 гг. н. э. Из этих документов пока опубликованы только два папируса, один из которых является подлинным письмом самого Симона Бар-Кохбы. Документы, связанные с Бар-Кохбой, наряду с монетами, датируемыми годами восстания, показывают, что пещеры Вади Мурабба'ат служили пристанищем для повстанческих отрядов в период восстания. Так как после разгрома восстания повстанцы были вынуждены покинуть эти пещеры, захваченные римскими легионами, то 135 г. н. э. можно считать датой, до которой были составлены и переписаны рукописи на еврейском и арамейском языках. Это обстоятельство имеет большое значение для палеографического изучения и датировки также и кумранских рукописей, для выяснения истории библейского текста и становления канона.
Среди папирусов на греческом языке обнаружены два фрагмента литературных текстов, один из которых, по мнению Р. де Во, относится ко времени Ирода Великого и является фрагментом труда историка Николая Дамасского (рубеж I в. до н. э. — I в. н. э.), известного по цитатам, в частности у Иосифа Флавия. Большой интерес представляет неопубликованный еще папирус-палимпсест, стертая часть которого написана еврейским архаическим (“финикийским”) письмом, близким к письму остраконов из Лахиша (VI в. до н. э.). Р. де Во относит этот палимпсест ко времени до вавилонского пленения (т. е. к VIII-VII вв. до н.э.)
22.Из библейских рукописей дошли фрагменты книг Пятикнижия, Исайи, двенадцати “малых” пророков, Псалмов, а также фрагменты греческих переводов двенадцати пророков. К группе библейских текстов надо отнести также филактерии, содержащие тексты декалога. Отличительной особенностью библейских рукописей из Вади Мурабба'ат, в сравнении с библейскими текстами из Кумрана, является их большая близость к масоретской редакции ветхозаветного канона.
Хирбет Мирд. В июле 1952 г. бедуины принесли для продажи в Палестинский археологический музей новую партию рукописей, найденную, по их словам, в долине Кедрона (нынешняя Вади эн-Нар). Эти рукописи, преимущественно на греческом, сиро-палестинском (т. е. позднеарамейском, на котором говорили палестинские христиане вплоть до XII в. н. э.) и арабском языках, относились к ранневизантийскому и арабскому периодам (V-VIII вв. н. э.). Среди них оказались фрагменты книг Нового Завета на греческом и сиро-палестинском языке, сиро-палестинский фрагмент ветхозаветной книги Иисуса Навина и греческий фрагмент апокрифа Премудрость Соломона, а также документы на этих же языках (преимущественно письма, датируемые II в. хиджры)
23. В феврале-апреле 1953 г. в указанном бедуинами районе paботала бельгийская археологическая экспедиция во главе с профессором Р. Ланге, производившая раскопки развалин монастыря св. Саввы (столь красочно описанного Марком Твеном в “Простаках за границей”), на месте древней крепости Гиркании, основанной хасмонейским царем Иоанном Гирканом (135-104 гг. до н. э.). Однако на долю бельгийской экспедиции досталось лишь незначительное количество фрагментов. Наиболее важной находкой экспедиции оказался фрагмент “Андромахи” Еврипида, датируемый VI в. н. э. и являющийся наиболее древней пергаменной рукописью этой древнегреческой трагедии.В том же 1952 г. в продажу стали поступать различные рукописи неустановленного места происхождения, по-видимому, района Вади Мурабба'ат. Наиболее важными среди них являются контракты на набатейском и арамейском языках на куплю-продажу недвижимости (134 г. н. э.), фрагменты греческой рукописи “малых” пророков, фрагменты библейских текстов на еврейском языке и документы на греческом языке.
Таким образом, в распоряжении науки оказалось огромное количество рукописных фрагментов. Семь свитков и ряд фрагментов из первой пещеры находятся в Иерусалимском университете. Все остальные рукописи, найденные в окрестностях Мертвого моря, сосредоточены в Палестинском археологическом музее в Иордании. Для дешифровки и публикации рукописей создана международная комиссия специалистов. В её задачу входит издание полного свода всех найденных рукописей в виде многотомной серии “Открытия в Иудейской пустыне” (Discoveries in the Judaean Desert).
ПРИМЕЧАНИЯ:
13
Древний обычай хранения рукописей в глиняных сосудах засвидетельствован в кн. Иеремии (32, 13), где мы читаем: “Так говорит Господь воинств... Возьми эти записи... и положи их в глиняный сосуд, чтобы они в целости сохранились долгое время”. Об этом говорится также в талмудическом трактате Мегилла (26b).14
“Discoveries in the Judaean Desert, I. Qumran Cave I”, by D: Barthelemy and J. T. Milik. Oxford, 1955.15
J. T. Milik. Dix ans de decouvertes dans le Desert de Juda. Paris, 1957. p. 18-19.16
Филактерии, или тефиллин, — молитвенные принадлежности, состоящие из пергаменных полосок, исписанных четырьмя текстами из Пятикнижия и наглухо заделанных в кожаные коробочки в форме кубиков. Во время молитвы привязываются к голове и на левое плечо.17
См. R. de Vaux. Fouilles de Khirbet Qumran. Rapport preliminaire sur les 3е, 4е, et 5е campagnes. RB, 1956, 63, 572-573.18
F. M. Cross. The Ancient Library of Qumran and Modern Biblical Studies. N. Y., 1958, p. 25-26, n. 48 (там же указаны талмудические источники). Согласно “Деяниям апостолов”, 23, 3, рабби Гамалиил был учителем апостола Павла.19
Так, например, одно из двух помещений пещеры было заполнено тысячелетним слоем помета летучих мышей, проникавших сюда через щели обвала. Для археологических работ пришлось произвести вначале полную очистку обоих помещений.20
См. R. de Vaux. Fouilles de Khirbet Qumran, p. 573-574.21
Л. Хардинг сообщает также о находке кожаного мешка, сшитого из двух полос, исписанных греческими и, по-видимому, латинскими письменами.22
Палимпсест — рукопись, обычно на пергамене, текст которой написан поверх соскобленного или смытого текста. Так, например, поступали средневековые монахи, соскабливавшие тексты “языческих”, т. е. греко-римских авторов, и использовавшие дорогой пергамен дли переписки церковных сочинений.13
Хиджра — исходная дата мусульманского летосчисления, ведущегося с 622 г. н. э., т. е. года переселения Мухаммеда из Мекки в Медину.
< в оглавление | на главную | назад | далее >