2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ
Судя по кумранским рукописям, кумранская община была замкнута и обособлена от внешнего мира. Устав предписывает отделиться от местопребывания людей Кривды и идти в пустыню, чтобы проложить там путь Яхве
(VIII, 13-14). Замкнутый характер общины нашел своё выражение не только в физическом обособлении от внешнего мира, но также и в “духе скрытности” (IX, 22), господствовавшем в общине и отчетливо выступающем в дошедших рукописях. Устав предписывает “скрывать совет учения среди людей Кривды” (IX, 17). Из замкнутости общины вытекает важное обстоятельство — в её деятельности исключена возможность миссионерских тенденций. В то же время, как уже было отмечено, не следует думать, что кумранская община отказывалась от любых связей с внешним миром. Обнаруженные среди рукописей секты переводы библейских книг на греческий язык свидетельствуют о наличии каких-то контактов между кумранцами и иудейско-эллинистическим миром. О том, что среди членов кумранской общины были люди, знавшие греческий язык, говорит и то обстоятельство, что на печати одного из кумранских мастеров написано его имя по гречески: IWSIPOS (“Иосипос”, т. е. Иосиф)17.В настоящее время еще очень трудно составить ясное представление о структуре и внутренней организации кумранской общины. Надо полагать, что наиболее полное отражение внутренная жизнь общины, её законы и установления нашли в не дошедшей до нас основной и руководящей книге общины, так называемой книге
HGW (Hagu) или HGY (Hagi)18. На эту книгу, содержавшую “законы Завета” (hwqy hbryt) и “основы Завета” (yswdy hbryt), имеются неоднократные ссылки в тексте “Двух колонок” (I, 7) и Дамасском документе (X, 6; XIII, 2; XIV, 7-8). Возможно, что в том месте Устава, где предписывается “читать по книге” (VI, 7), слово spr (“книга”) как раз и обозначает именно эту книгу HGW. В названных рукописях предписывается, чтобы руководящие лица общины, сведущие в книге HGW, читали её общинникам вслух и разъясняли ее19. Таким образом, нашим основным источником для возсоздания картины организации и внутренней жизни общины остаются пока Устав (в том числе и 1 QSa) и Дамасский документ, изобилующие множеством нечетко и недифференцированно употребленных терминов. К тому же спорность датировки рукописей сильно осложняет изучение этого вопроса и определение как сущности самих понятий, так и эволюции употребляемых терминов. Пока нет еще ясности даже в отношении терминов, обозначающих название общины20. Поэтому к более определенным выводам можно будет прийти лишь после тщательного изучения всей встречающейся в текстах терминологии.Из уже известных нам рукописей видно, что в различных документах преобладают те или иные обозначения общины. Так, термин “Новый Завет”, представляющий особый интерес ввиду его совпадения с названием раннехристианских общин, встречается три раза в Дамасском документе, один раз возстанавливается в разрушенном месте комментария на кн. Хабаккука: [...]
hhdsh (II, 3) и ни разу не встречается ни в Уставе, ни в других документах. Другой, более распространенный термин “яхад” (Yahad), буквально означающий “вместе”, откуда “общность”, “единство”, и чаще всего переводимый как “община”, встречается более 70 раз в Уставе и ни разу в Дамасском документе21, в котором три раза встречается слово yahid, т. е. “единственный”, из них два раза в связи с “учителем” (more hayyahid) “единственный учитель”. В то же время хорошо известный библейский термин 'eda — “община”, имеющий также более широкое значение “общества”, “совокупности общин”, чаще всего встречается в Дамасском документе и свитке “Войны” и лишь в единичных случаях в других текстах22. Название “лагерь”, “стан” (mahane) встречается 15 (с уверенностью читается 12) раз в свитке “Войны”, 14 раз в Дамасском документе, один раз в тексте “Двух колонок” и ни разу не встречается, например, в Уставе и комментарии на кн. Хабаккука23. В Дамасском документе термин “лагерь” является, по-видимому, обозначением определенной структурной единицы общины. Возможно, что совокупность лагерей — mhnwt выражается термином 'dh, обозначающим всю общину в целом. Проф. Хаберман высказал предположение, что в Уставе термин “яхад” означает низовую структурную единицу, состоящую из десяти человек.Следует, однако отметить, что не все тексты согласуются с таким определением. Исходя из более поздней датировки Дамасского документа по сравнению с Уставом, проф. Кросс полагает, что термин
mhnh “лагерь” заменил собою термин “яхад”.Согласно Уставу, община состоит из “жрецов, левитов24 и всего народа”
(II, 19-21)25, а согласно Дамасскому документу — из “жрецов, левитов, сынов Израиля и прозелитов” (XIV, 3-6). Четвертый составной элемент — прозелиты (т. е. пришельцы) — названы здесь характерным термином “герим”, обозначающим в Библии неполноправных пришельцев, которым противостоят полноправные члены общины — “эзрах”. Любопытно, что и в тексте “Двух колонок” именно термин “эзрах” обозначает всех коренных, полноправных членов общины: Ikl h'zrh bysr'l (1 QSa, I, 6). Возможно, что термином “герим” обозначались новиции, еще не ставшие полноправными членами. В целом же члены общины называли себя “сынами света”, “людьми жребия Бога”, “людьми истины”, “сынами тайны вечности”, “простецами Иуды, выполняющими учение”, “разумеющими” (“маскилим”). Для обозначения же полноправных членов общин употребляется наиболее распространенный термин “раббим” (rbym), буквально означающий “многие”, но также и “старшие” (например, “рав”, “рабби”). Собрание всех членов, на котором рассматривались и решались все важнейшие вопросы внутренней жизни, в том числе прием новых членов, называвалось “заседание старших”.В главнейших документах общины имеются указания на деление общины на тысячи, сотни, полусотни и десятки. Такое деление никак не может соответствовать реальному численному составу общины, и оно, по-видимому, механически заимствовано из деления древнего Израиля периода странствия в пустыне (в том виде, в каком это деление зафиксировано, например, в кн. Чисел). В то же время обращает на себя внимание строгая регламентация возрастных норм как для различных подразделений, так и для членов исполнительных и судебных органов и должностных лиц. Так, например, “судьями общины” могут быть лица в возрасте от 25 до 60 лет, “надзирателем над всеми странами” — в возрасте от 30 до 50 лет, “надзирателем над старшими” — в возрасте от 30 до 60 лет. Максимальный служебный возраст в 60 лет обосновывается тем, что, во-первых, вследствие греховности человека дни его коротки, а, во-вторых, тем, что Бог обращает Свой гнев против грешников, лишая их разума задолго до их смерти. Любопытен в связи с этим антропологический анализ костяков кумранского кладбища, который показал, что максимальный возраст мужчин достигал 50-55 лет. Согласно тексту “Двух колонок”, предусматривается обучение детей и подростков законам общины в возрасте от 10 до 20 лет. Браки для мужчины разрешены, начиная с двадцатилетнего возраста. Перевод в полноправные члены общины производится в возрасте от 20 до 25 лет. Право ведения тяжб, отправления правосудия и занятия должностей предоставляется, начиная с 30 лет. Для пожилых людей предусматривается посильное выполнение общинных обязанностей и повинностей. Эта консервация пережитков возрастных классов2б или, скорее, их искусственное возрождение, несомненно, заслуживает специального изучения. Интересной параллелью к делению на возрастные группы у кумранцев является сообщение Филона, что на своих собраниях ессеи занимали места в соответствии с возрастом: молодые рассаживались позади старших
(Quod omnis probus liber sit, 12, § 81).Что касается общинных учреждений, то Устав сообщает о совете общины
('asat hayyahad — VIII, 1) состоящем из трех жрецов и 12 общинников, а Дамасский документ — о судебной коллегии, состоящей из четырех жрецов и шести лиц, “сведущих в книге HGW и основах Завета” (X, 4-6). О порядке их избрания и объеме их полномочий и функций ничего не говорится. В то же время нам известно, например, что и общее собрание “раббим” также занималось судебными делами.В документах встречаются различные, порою многочисленные наименования должностных лиц общины, функции которых недостаточно, а чаще всего вовсе не очерчены. В Дамасском документе
(VII, 20) и свитке “Войны” (1 QMV, 1) по одному разу упоминается “князь всей общины”, а также “князь общины” (соответственно: nesi kol ha'eda; nsy' h'dh), однако без указаний на его права и обязанности. Только в свитке “Войны” повсюду встречается термин “главный жрец” (khn hr's). В Уставе называются следующие должностные лица: “надзиратель или надзирающий (инспектор?) над старшими” (ha'is hammebaqqer 'al harabbim, VI, 11-12; ср. VI, 14: ha'is happaqid beros harabbim) и “надзиратель над работой старших” (hammebaqqer 'el mele'ket harabbim, VI, 20). Первая должность, по-видимому, связана с выполнением религиозных функций, а вторая — с хозяйственными обязанностями. Несколько более дифференцированы наименования должностных лиц в Дамасском документе. Помимо уже названного “князя всей общины”, мы встречаем здесь: жреца, надзирающего над “старшими”, hakkohen 'aser yipqod 'et harabbim (XIV, 6-7), выполняющего, по-видимому, функции религиозного руководства и надзора; надзирателя над станом (XIII, 7) и надзиратиеля над всеми станами (XIV, 8-9), выполняющих самые разнообразные функции (прием новых членов, судебные дела и др.); кроме того, здесь упоминаются: надзиратель (hammebaqqer; IX, 18, 19, 22; XIV, 13), судьи (sopetim; XIV, 13; ср. судьи общины — sopete ha'eda. X, 4) и надзирающий над финансами (mebaqqer bemamon — XIV, 20). Все эти должности встречаются в одном контексте, связанном с денежными отчислениями и их распределением. Показательно, что в Дамасском документе, в отличие от Устава нет должности ведающего трудовыми занятиями членов общины.Первичной организационной ячейкой общины является “десяток”
27, во главе которого обязательно находится жрец. Роль и значение жрецов в общине настолько велики, что это дает изследователям основания говорить о иерократическом характере общины. Несмотря на наличие определенных и, надо полагать, выборных должностных лиц, фактическими властителями являются, по-видимому, жрецы. Так, хотя в общине имеется авторитетный верховный орган в виде общего собрания полноправных членов — “раббим”, фактически имуществом общины полновластно распоряжаются “сыновья Аарона” (1 QS IX, 7), их “совета” испрашивают решительно во всех делах. Из комментариев на Псалмы и кн. Хабаккука видно, что “учитель” был жрецом (4 QpPs II,15; 1 QpHab. 11, 8). Надо полагать, что община была основана жрецами — “сынами Аарона” или “сынами Цадока”. Они же и оставались верховными “блюстителями Завета” (swmry hbryt). Проф. Аллегро пишет, что кумранское жречество образовало нечто вроде “второй палаты”, суждения которой рассматривались как внушенные Богом. В то же время он отмечает, что в конечном итоге кумранскую общину нельзя считать эгалитарной, поскольку фактически последнее слово всегда принадлежало священникам. В своей новейшей монографии проф. Г. Бардтке отмечает приоритет светских должностных лиц над жреческими. Нам, однако, представляется, что демократические права членов общины и полнота власти должностных лиц носили формальный характер. Несмотря на демократическую процедуру решения важнейших вопросов большинством голосов общего собрания членов общины, высшая власть в конечном итоге осуществляется священниками — “сыновьями Аарона”. Если в Уставе (V, 1-3) вступающим в общину (предписывается повиноваться “слову сынов Цадока, жрецов, охраняющих Завет, и слову большинства людей общины” по вопросам, касающимся “общины, закона и имущества”, то в другом месте недвусмысленно, говорится о высшей прерогативе и фактически нераздельной власти одних лишь жрецов: “Только сыновья Аарона управляют делами суда и имущества, и по их решению выйдет жребий для всего распорядка людей общины и имущества людей святости, живущих (букв. “ходящих”) в совершенстве” (IX, 7-8). Разумеется, этот вопрос также нуждается в дальнейших специальных изследованиях. Во всяком случае, настоящего равенства в общине не существовало. Напротив, во всем господствовала строгая иерархия возраста, чина, жреческого сана, положения в общине в зависимости от стажа пребывания в ней. На собраниях, например, рассаживались в строго определенном порядке, по чину и возрасту, а выступать можно было лишь в порядке строгой очередности, определяемой порядком записи в число членов общины. Иерархический строй нашел своё отчетливое выражение в формуле: “Меньший пусть слушает большего” (1 QS VI,2).Внутренняя жизнь и поведение членов общины регламентировались строжайшим образом и до малейших деталей. За всякое нарушение установленных правил виновные подвергались наказаниям, чаще всего в форме отлучения на тот или иной срок. Выше мы уже говорили о наказании за сокрытие части своего имущества от общины при вступлении в неё. Приведем еще несколько примеров правонарушений и соответствующих им наказаний. Перебивающий речь товарища наказывался отлучением на 10 дней, за сон во время собрания — на 30 дней, за трехкратную и безпричинную отлучку с заседания без разрешения — на 10 дней, а за отлучку вопреки запрету — на 30 дней, за плевок на пол на месте собрания — на 30 дней.
За обнажение тела (если виновный не является тяжело больным) — на шесть месяцев. За непочтительное обращение со жрецами — на один год, если же эта непочтительность — результат заблуждения, а не сознательного оскробления — на шесть месяцев. За гнев и раздражительность, проявляемые в обращении с другими членами общины, — на один год. За произнесение неприличного слова — на три месяца. За клевету на товарища — на один год. За несправедливую жалобу на товарища — на шесть месяцев. За утайку своих знаний — на шесть месяцев. За жалобы на устои общины — полное отлучение от общины. То же наказание — за произнесение проклятия. За малодушие и измену устоям общины — отлучение на два года. Если же нарушитель совершил это преступление после десятилетнего пребывания в общине, он исключается без права возстановления. Уставом предусмотрены ежегодные проверки “духа и дел” всех членов общины “с тем, чтобы каждый повышался, согласно своему разуму и непорочности своего пути, и чтобы каждый отдалялся (wl'hry?) сообразно своей погрешности” (1 QS V, 24). Ежегодные проверки, по-видимому, сопровождались определенной процедурой (ср. II, 19-25).Строго регламентирован также порядок приема новых членов — новициат. Вступающие в общину называются характерным термином
mitnaddebim (resp. nodebim). Термин этот происходит от глагола ndb, т. е. “жертвовать”, “делать что-либо добровольно”. По аналогии с библейским словоупотреблением (ср., например, II кн. Хроник 17, 16, где Амасия, сын Зихры, назван mtndb lyhwh, т. е. добровольно посвятившим себя Яхве) этот термин следует перевести — “приносящий себя в жертву”, “добровольно посвящающий себя” “добровольно вступающий”. Термин интересен для изучения представлений кумранцев о соотношении всеобщей детерминированности, т. е. обусловленности, предопределенности всех поступков человека, с индетерминированным (т. е. ничем, кроме свободной воли, не обусловленным) вступлением в общину. Вступающие в Завет называются также: “переходящие в Завет” (h'wbrym bbryt), “приходящие в Завет” (b'y hbryt), “вступающие в устав общины” (hb'ym bsrk hyhd). Процедура приема новых членов состоит, по-видимому, из трех последовательных этапов. Прежде всего “надзирающий над старшими” проверяет новиция, изъявившего желание вступить в общину, “относительно его разумения и его деяний”, вводит его в курс всех законов и установлений общины. Продолжительность этого этапа не ограничена определенным сроком. После того как новиций постигал все премудрости учения общины, он представал перед собранием “раббим”, т. е. полноправных членов общины, которые могли подробно обо всем расспрашивать новиция. Если по “жребию”, т. е. по решению общего собрания, новиций допускается в общину, то в течение первого года он еще “не касается чистоты старших”, т. е., по-видимому, :не участвует в ритуальных омовениях и совместных трапезах. Кроме того, его имущество еще не “смешивается” с имуществом общины. О том, как и где жил, как и чем питался новиций, в Уставе ничего не говорится. Этот этап длился год. Если по истечении года новая проверка “духа и деяний” новиция оказывалась для него благоприятной, то после этого брали на учет его имущество, и он начинал участвовать в трудовой деятельности общины. Но в течение еще одного года новиций не допускался к общинным трапезам. Лишь по истечении второго испытательного года, новой “проверки” и нового “жребия”, т. е. голосования общего собрания, новиций становится полноправным членом, имущество его “смешивается” с имуществом общины, а “его совет и его суждение” — принадлежит общине, т. е. он допускается к собранию полноправных для решения общинных вопросов.Прием новых членов сопровождался определенной церемонией, описанной в Уставе
(I, 11 — II, 18). Во время этой церемонии жрецы рассказывали о милостях Бога, левиты перечисляли все грехи царства Велиала. Жрецы благословляли всех людей “жребия Бога”, а левиты проклинали всех людей “жребия Велиала”. Новиций при этом твердил “аминь”. Возможно, что окончательное оформление приема новых членов сопровождалось также ритуальным омовением, к которому новиции до сих пор не допускались. Все эти правила инициации, или посвящения, касаются приема новых членов, вступающих в общину со стороны. Что касается предоставления полноправия лицам, рожденным в общине, то на этот счет имеется только одно указание в тексте “Двух колонок”: полноправными членами общины юноши становятся по достижении ими двадцатипятилетнего возраста (I, 12). Формальная обрядовая сторона этого акта в известных пока текстах не нашла своего отражения.Вопрос о семейной жизни членов кумранской общины остается пока неясным ввиду противоречивых показаний источников. В Уставе нет никаких упоминаний о браке и о семейной жизни, но нет также предписаний аскетизма и безбрачия. Вполне определенные и положительные свидетельства о семейной жизни членов общины сохранились в Дамасском документе: “И если они поселятся станами соответственно правилам страны, пусть женятся и родят детей и поступают согласно учению (Торе)”
(VII, 6-7). В тексте “Двух колонок” упоминаются женщины и дети и регламентируется брачный возраст мужчин — двадцать лет.“Пусть соберут всех вступивших, от малых детей до женщин, и прочтут им вслух все правила Завета”
(I, 4-5); и далее: “и пусть не приближается к женщине, чтобы познать её на ложе любви, иначе как по исполнении ему двад[ца]ти лет” (I, 9-10). Произведенные до сих пор предварительные раскопки кладбища обнаружили, как уже было сказано выше, немногочисленные скелеты женщин и детей. Таким образом, вряд ли правомерно говорить о всей кумранской общине как о “кумранском монастыре” и кумранских “монахах”, как это часто делается в литературе. Возможно, что кумранские рукописи отражают отношение к браку либо двух различных группировок, либо одной и той же секты, но на разных этапах её развития. Следует заметить, что если бы удалось доказать наличие “безбрачной ветви” кумранцев, то это было бы лишним свидетельством отхода кумранской общины от официального иудаизма, которому безбрачие было всегда чуждо и, напротив, рассматривалось как противоестественное состояние.Ярким свидетельством разрыва кумранцев с иерусалимским жречеством является кумранский календарь. Это видно прежде всего из сообщения комментария на кн. Хабаккука о том, что “нечестивый жрец”, очевидно, первосвященник иерусалимского храма, преследуя “учителя”, явился в место его изгнания в судный день
(XI, 4 слл.). Но пребывание первосвященника в судный день вне храма нельзя было даже вообразить или выдумать, если бы день празднования судного дня у кумранцев совпадал с официально празднуемым днем, так как в этот особо торжественный день первосвященник находился неотлучно в храме! Специальные изследования установили наличие у кумранцев календаря, отличного от официально принятого в Иудее исчисления времени года и в то же время сходного с календарем, зафиксированным в апокалиптических книгах Юбилеев и Еноха. Как нам уже известно, фрагменты этих книг на языке оригинала найдены в Кумране и входили, таким образом, в состав кумранской библиотеки. В Дамасском документе (XVI, 3-4) имеется ссылка на кн. Юбилеев, что говорит о хронологическом соотношении этих документов. Согласно кн. Еноха, год состоял из 364 дней (12 месяцев х 30 дней + 4 дополнительных дня). В году были 52 недели.Кумранский календарный год также состоял из 364 дней (12 х 30 + 4) или 52 недель. Восемь месяцев имели по 30 дней каждый, а четыре месяца — последние месяцы каждого квартала — по 31 дню.
Таблица 2
Календарь кумранской общины
Дни недели
|
Месяцы |
||||||||||||||
I |
IV |
VII |
X |
II |
V |
VIII |
XI |
III |
VI |
IX |
XII |
||||
Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Понедельник Вторник |
1 2 3 4 5 6 7 |
8 9 10 11 12 13 14 |
15 16 17 18 19 20 21 |
22 23 24 25 26 27 28 |
29 30
|
1 2 3 4 5 |
6 7 8 9 10 11 12 |
13 14 15 16 17 18 19 |
20 21 22 23 24 25 26 |
27 28 29 30
|
1 2 3 |
4 5 6 7 8 9 10 |
11 12 13 14 15 16 17 |
18 19 20 21 22 23 24 |
25 26 27 28 29 30 31 |
Особенностью этого календаря было, во-первых, то, что новый год начинался всегда со среды; во-вторых, каждый праздник падал всегда на одно и то же число и день недели. Что касается разницы между гражданским годом кумранского календаря (364 дня) и солнечным годом (приблизительно 365
1/4 дня), то она, как полагают, регулировалась каким-то добавочным периодом через каждые 49 лет.Тщательные изследования, произведенные Бартелеми, Жобером, Тальмоном и другими изследователями, показали, что кумранский календарь восходит к солярному (солнечному) календарю, принятому в Иудее в период до вавилонского завоевания (т. е. до 586 г. до н. э.)
и в свою очередь заимствованному, по-видимому, у египтян28. В послепленный период был введен официальный календарь, на основании которого совершались все храмовые службы и справлялись все праздники. Этот календарь был лунно-солярного (солнечного) исчисления, он восходил к вавилонскому календарю с некоторыми модификациями, заимствованными из греческого календаря в период эллинизма. Не входя в рассмотрение сложных деталей вопроса, отметим, что выдающееся значение имеет сам по себе факт наличия у кумранцев особого календаря, расходящегося с официальным. Судя по некоторым данным, кумранцы по-иному исчисляли также время начала суток. Вместо общепринятого в Иудее исчисления начала суток с вечера, т. е. после заката солнца, кумранцы считали началом суток восход солнца. Различие календарей неизбежно предполагает несовпадение праздничных дней, постов, всех остальных религиозных ритуалов и поэтому затрудняет также деловые связи. Таким образом, пользование кумранцами своим собственным календарем дает основание говорить о затрудненности деловых и религиозных связей между кумранской общиной и официальным иудаизмом, представленным храмовым культом29. В связи с этим возникает также вопрос об отношении кумранцев к храмовым жертвоприношениям — важнейшему элементу храмового культа.Уже сам по себе факт расхождения кумранского календаря с календарем иерусалимского жречества свидетельствует, что участие кумранцев в официальном храмовом культе было исключено. Однако открытым остается вопрос о принципиальном отношении кумранцев к кровавым жертвоприношениям. К сожалению, при настоящем состоянии филологической изученности кумранских текстов этот крайне важный вопрос не может быть решен. Судя по ряду мест в Дамасском документе и свитке “Войны”
(II, 5), авторы этих произведений в принципе не отвергали храмовых жертвоприношений. Но так как храм находился в распоряжении “нечестивого” жречества и был им осквернен, то тем самым жертвоприношения в храме были временно невозможны и откладывались до “последних времен”, когда сыны света одержат окончательную победу над нечестивцами царства Велиала. По мнению Аллегро и Кросса, кумранцы в противовес иерусалимскому жречеству организовали свой собственный жертвенный культ. Однако убедительных данных в пользу такого предположения нет. Единственное место в Уставе, где говорится о жертвоприношениях (IX, 3-5), с грамматической точки зрения допускает различные толкования. Как бы, однако, ни понимать это место Устава, в нем отчетливо выступает приоритет “духа святыни”, “справедливости и совершенства пути” перед “жертвами всесожжения” и “жертвенным жиром”30. В порядке рабочей гипотезы в настоящее время можно ограничиться высказанным выше предположением: поскольку из-за “оскверненности” храма жертвоприношения были невозможны, выход был найден в том, что “угодные” Богу жертвоприношения откладывались на будущее время, а для настоящего времени нашли их “заменитель” в виде добрых нравов и внутреннего очищения, что вполне согласуется с известными призывами пророков. Если это так, то кумранцы вплотную подошли к выдвинутой Новым Заветом (см., например, 1-е послание Петра II, 5) доктрине “духовных жертв” (pneumatikai Jusiai) вместо жертв кровавых.Наметившиеся расхождения между кумранской общиной и официальным иудейством нашли также своё выражение в практиковавшемся у кумранцев особом обряде захоронений, отличавшимся от общепринятого тогда у иудеев обряда.
Большое место в повседневной религиозной жизни кумранской общины занимал обряд ритуальных омовений — баптизм
31. Об этом свидетельствует как широкая сеть цистерн и водохранилищ, сооруженных на территории центрального строения в Хирбет Кумране, так и указания рукописей. Надо полагать, что ритуальные омовения производились не только, а может быть и не столько в цистернах, сколько, в зависимости от времени года, в мелких речушках и водоемах, образуемых источниками Айн Фешхи. В Дамасском документе имеется запрет омовений в неглубоком проточном водоеме, если вода не прикрывает наготы человека (X, 11-12). Любопытной параллелью к этому может служить сообщение Флавия, что при омовениях мужчины опоясывали себя холщевым платком (“Иудейская война”, II, 8, 5, § 129). Говоря о той ветви еосеев, которые признавали брак, Флавий сообщает, что “жены их купаются в рубахах, а мужчины — в передниках” (там же, II, 8, 13, § 161). К сожалению, подробности этого обряда неизвестны.Наиболее интересной особенностью кумранского обряда баптизма является обусловленность очистительных омовений предварительным раскаянием и очищением души. Иными словами, ритуальные омовения, по мнению идеологов общины, оказываются действенными лишь в том случае, если ритуалу предшествует покаяние и внутреннее очищение. Так, если ритуальные омовения новиция не предваряются полным раскаянием, то “пусть он не вступает в воду, чтобы (затем) прикоснуться к чистоте людей святости, ибо они (т. е. новиции. — И. А.) не очистятся (водой), если не отвратятся от зла”
(1 QSV, 13-14). Таким образом, получается, что сами по себе ритуальные омовения имеют меньшее значение, чем праведность и верность основам учения. В том же Уставе говорится, что пренебрегающий установлениями общины “не удостоится прощения и не очистится водой очищения, не освятится морями и реками, и не очистится всей водой омовения, нечист, нечист будет во все дни, пока отвергает законы Бога... ибо духом совета Божьей правды искупаются пути человека” (III, 4-6).Как было уже отмечено, к числу характерных особенностей внутреннего устройства кумранской общины относятся совместные общинные трапезы. Коллективный характер трапез закономерно вытекает из совместного труда, общности имущества и коллективности быта. В то же время эти трапезы имели выраженный сакральный характер. Заключался он в том, что все трапезы начинались с благословения хлеба и вина (вернее — виноградного сока или сусла). Благословение обязательно производилось жрецом. Текст “Двух колонок” запрещает кому
-либо протягивать руку за хлебом до свершения жрецом благословения (II, 18-19; ср. 1 QS VI, 5-6). В том же тексте “Двух колонок”, имеющем, как полагают, эсхатологическую направленность, благословение хлеба и вина во время совместной трапезы производятся прежде всего жрецом и “Мессией Израиля”(?) (II, 19-21).Время, свободное от обязательных трудовых занятий и совместных трапез, посвящалось совместным молитвам и изучению и толкованию священных книг и законоположений общины. Уставам предписывается проводить треть каждой ночи за чтением книг, толкованием законов и произнесением благословений
(VI, 7).В эти часы ночных бдений читались и комментировались библейские книги (возможно, что таким именно образом и рождались дошедшие до нас комментарии), сочинения общины, произносились молитвы (псалмы, гимны) и благословения типа дошедших до нас из первой пещеры Кумрана (см.
1 Q28b). Отведенное для этих целей ночное время (“пусть раббим вместе бодрствуют треть всех ночей года”) объясняется, по-видимому, тем, что, подобно ессеям, описанным Филоном и Флавием, кумранцы трудились с восхода до заката солнца. Если учесть, что после работы производятся обязательные процедуры омовений, а затем — трапезы, то, естественно, для остальных занятий остается лишь “треть ночи”.В дошедших до нас рукописях нет сведений о праздничных днях, кроме субботы, и порядке их проведения. Без всяких подробностей упоминается пост “дня всепрощения” (уо
m hakkippurim; yom som; QpHab. XI, 7-8). Зато в Дамасском документе подробнейшим образом регламентируется празднование субботнего дня. Многочисленные предписания касаются не только запрета работы32 (в субботний день запрещается не только работать, но даже говорить о работе, которую предстоит совершить утром следующего дня) и приготовления пищи (“пусть никто не ест в субботний день из того, что не приготовлено заранее”), но и самых неожиданных деталей. Например, в субботу запрещается оказывать родовспоможение скотине, извлекать из ямы упавшего туда человека с помощью веревок, лестницы или каких-либо инструментов. Все эти предписания Дамасского документа, регламентирующие субботний покой, чрезвычайно сходны со строгостями, предусмотренными в кн. Юбилеев (запреты заниматься в субботу какой бы то ни было работой, куплей-продажей, переносом вещей из дома в дом, пользоваться водой, не приготовленной накануне, и т. п.)33. Не случайно поэтому упоминание в Дамасском документе кн. Юбилеев.Из пищевых предписаний можно указать лишь на один сохранившийся в Дамасском документе запрет: “Пусть не оскверняют души своей, поедая всякую тварь и пресмыкающихся от личинок пчел до твари, пресмыкающейся в воде, а рыбу пусть едят только, если она разрезана живьем и кровь её выпущена”
(XII, 11-14). Непосредственно вслед за этим предписывается: “А саранчу всякого рода следует живьем предать огню или воде, ибо таков закон их творения” (XII, 14-15). Очевидно, саранча употреблялась в пищу. Любопытно отметить, что согласно евангелию от Матфея пищей Иоанна Крестителя во время его пребывания и проповеди “в пустыне Иудейской” были “акриды (т. е. саранча) и дикий мед” (3, 4). Возможно, что более детальные предписания о праздничных днях и пищевом режиме содержались в недошедших до нас книгах (например, HGW). Во всяком случае, в этих вопросах наблюдается еще тесная связь с фарисейским, раввинским иудаизмом.Многочисленные скрупулезные предписания, касающиеся связей и взаимоотношений с “людьми погибели”, преследуют цель строжайшего обособления от всех вне общины находящихся людей и подчеркивают, таким образом, замкнутый её характер. Замкнутость общины нашла своё выражение в её идеологических представлениях, к рассмотрению которых мы сейчас обратимся.
ПРИМЕЧАНИЯ:
17
Греческие буквы обнаружены также на одном из кувшинов.18
Написание HGW встречается в CD, а написание HGY — в 1 QSa. Буквально spr hhgw значит — “Книга размышления”.19
Ван дер Плог высказал недавно предположение, что книга HGY — не что иное как Пятикнижие Моисеево.20
Вот некоторые из этих терминов: Новый Завет (bryt hhdsh); община ('dh); община resp. общность, единство (yhd); совет ('sh); лагерь или стан (mhnh); помимо этих основных терминов, встречается ряд комбинированных наименований, например: Завет общности (bryt hyhd); Завет милости (bryt hsd); община Бога (yhd 'l); община истины (yhd 'mt); люди общности ('nsy hyhd); совет общности ('st hyhd); тайна общности (swd hyhd); община его избранников ('dt bhyryw); община бедных ('dt h'bywnym); община святости ('dt qwds); община сынов неба ('dt bny smym) и др. Некоторые причудливые сочетания (например, Завет общины или Завет общности (bryt hyhd) остаются пока необъяснимыми.21
В свитке “Войны” слово yhd встречается 11 раз только в смысле “вместе”.22
Этим же термином 'dh обозначаются “община людей Кривды” ('dt 'nsy h'wl), “общины изменников” ('dt bwgdym), “общины Велиала” ('dt bly'l).23
Это обозначение заимствовано из Библии, где лагерь (mhnh) означает войско, военный лагерь, но также кочевой стан периода странствий израильских племен в пустыне. В Дамасском документе этот термин имеет гражданский оттенок, поскольку он встречается рядом с описанием семейной жизни членов общины — лагеря.24
Левиты — низшее подразделение жреческого сословия.25
Часто встречающееся наименование “сыны Цадока” применялось кумранцами не только к жрецам и потомкам священнического рода Цадока (см. Иезекииль, 40, 46). Выражение “Сыны Цадока” употребляется также как синоним “сынов света”, которыми назывались все члены общины.26
Возрастными классами мы называем существовавшие у первобытных народов группировки, основанные на возрастном принципе (юноши, мужчины, старики). Переход из одной возрастной группы в другую сопровождался определенными обрядами.27
Ср. евр. “десяток” — minyan обязательный кворум для выполнения религиозных обрядов. – См. Мишну, трактат Megilla, 4, 3.28
Египетский календарный год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый с пятью добавочными днями.29
В связи с кумранским календарем вновь привлекли к себе внимание некоторые особенности новозаветного календаря, в частности, дата празднования пасхи.30
Ср. 1 QS IX, 4 и Поcл. к евр. XIII, 5; ср. также Исайя, I, 11-17; Осия, 14, 2(3); Псалмы, 50, 14, 23. О противоположной трактовке этого вопроса Карминьяком см. J. Carmignac. L'utilite ou l'inutilite des sacrifices sanglants dans la “Regie de la communaute” de Qumran. RB, 1956, p. 524-532.31
От греческого глагола “баптизо” — погружать (в воду), лить, мыть. В новозаветном употреблении этот глагол стал означать “крестить”, “креститься”, откуда французское baptiser — крестить, bapteme — крещение, а также название сект “баптисты”, “анабаптисты”.32
Флавий сообщает, что ессеи “строже, нежели другие иудеи, избегают дотронуться к какой-либо работе в субботу” (“Иудейская война”, II, 8, 9, § 147).33
См. Юбилеи, II, 29-30; 4, 8-13.< в оглавление | на главную | назад | далее >