< в оглавление | на главную | назад
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неожиданная находка кумранских рукописей, доставившая науке новый и важный материал по истории предхристианской Палестины, ставит множество сложных проблем, касающихся иудейского апокалиптического сектантства и возникновения раннехристианской идеологии, истории библейского текста и др. Однако ознакомление с известными в настоящее время документами и археологическими памятниками кумранской общины показывает, что в большинстве случаев окончательные выводы еще преждевременны. Это объясняется, главным образом, тем, что уже опубликованные тексты еще недостаточно изучены, а большая часть найденных рукописей пока еще не опубликована. Достаточно сослаться хотя бы на основной документ общины — её Устав. Как известно, более десятка фрагментов Устава еще не изданы. Совершенно очевидно, что при таком положении никакие окончательные выводы, вытекающие
из анализа этого документа, даже с чисто формальной точки зрения не могут считаться правомерными, как бы мало нового ни заключали в себе не изданные еще фрагменты. Между тем, среди тысяч неопубликованных отрывков можно ждать и таких, которые внесут существенное и новое в наши представления о кумранской общине, сложившиеся на основании уже опубликованных текстов. Вот что, например, сообщает о характере неизданных еще рукописей Фрэнк Кросс, один из наиболее компетентных и сведущих специалистов, работающих над дешифровкой и изданием кумранских текстов. “Среди них много таких, которые имеют революционную значимость (of revolutionary import). Те или иные положения, которые в настоящее время приходится устанавливать при помощи сложных комбинаций из мелких отрывков и клочков источников, утвердятся автоматически, когда перед глазами всех предстанет обширный корпус документов. Некоторые новые документы позволят отмести ряд претенциозных безсмыслиц, заполнивших собою ныне второразрядную литературу о рукописях. Тем самым это избавит серьезных ученых от бремени непрекращающихся споров или, вернее, освободит их для новых дискуссий”1.В результате уже проделанной специалистами работы наметились те области научного изследования, которые отныне будут связаны с новыми рукописями.
Значительно обогатилось и получило новый толчок изучение истории библейской и послебиблейской литературы. Как нам уже известно, рукописи библейских книг из пещер Кумрана и Вади Мурабба'ат, выполненные палеоеврейским и квадратным письмом и датируемые IV в. до н. э. — II в. н. э., представлены различными версиями и редакциями: самаритянской, прамасоретской, прототипом Септуагинты, редакцией, близкой к масоретской, и смешанными типами. Это неожиданное богатство древних рукописных версий библейских произведений не только отодвинуло в глубь веков древность рукописной традиции Библии (на 13-14 столетий), но и ставит на прочную научную текстологическую основу историю библейского текста и его канонизации. Вместе с тем возникает также вопрос об объективной оценке как положительных, так и отрицательных сторон масоретской редакции. В конечном итоге изследование новооткрытых библейских рукописей ставит перед наукой смелую, но важную задачу возстановления первоначального и подлинного текста библейских книг. Практическим результатом этих изследований, несомненно, явятся новые научные переводы Библии, новые словари и конкорданции
2. Само собою разумеется, что новому историческому экзамену подвергается вся работа, проделанная библейской критикой за двести лет её существования.Кумранские находки библейских текстов лишний раз подтверждают тот неоспоримый факт, что произведения, вошедшие в состав Библии, не возникли в результате божественного откровения единовременно, а прошли сложный и длительный путь литературного развития. Эти произведения подвергались значительным изменениям, связанным прежде всего с тенденциозной их переработкой руководящими священническими кругами. Раскрытие идейной и социальной направленности как отдельных библейских произведений, так и их разновременных частей должно осуществляться с помощью методов научного изследования, применяемых к изучению и других литературных и религиозных памятников древнего мира. Что касается так называемой “послебиблейской литературы”, т. е. литературы, развивавшейся начиная со II в. до н. э. и не включенной в канон, то кумранские рукописи не только доставили большое количество новых, до сих пор не известных сочинений, но осветили также время и историческую среду возникновения ряда апокрифических и псевдоэпиграфических сочинений (Юбилеи, Енох, Завещания 12 патриархов и др.), известных до сих пор лишь по поздним переводам, а теперь обнаруженных в отрывках среди кумранских рукописей на языке их оригинала. Выше отмечалось то значение, которое некоторые из этих апокалиптических сочинений имели для возникновения и развития христианской литературы. Систематическое и углубленное изследование всех взаимоотношений и связей между апокалиптической литературой и кумранскими рукописями, по существу, только начинается
3.Новый материал, содержащийся в кумранских рукописях, дал сильный толчок для изучения истории древних религий, в первую очередь иудейской и христианской. Что касается христианства, то, как было уже отмечено, кумранские рукописи освещают ту конкретно историческую среду и духовную атмосферу, в которой возникали ранние христианские общины. Впервые почерпнутые из кумранских рукописей сведения об “учителе праведности” должны помочь раскрытию некоторых важных элементов учения о Христе. Многое, как кажется, следует ожидать от дальнейшего сравнительного изучения кумранских рукописей и раннехристианских апокрифических произведений типа “Дидахе” и “Пастыря” Ермы, а также канонических новозаветных произведений. Новый импульс получила также критика новозаветного текста, в частности, вопрос о датировке текстов так называемого “Иоаннова круга”. Если нельзя полностью согласиться с проф. Амброджо Донини в том, что кумранские рукописи дают, наконец, недостающее звено в цепи событий, приведших к становлению христианства, то, во всяком случае, весьма вероятным представляется, что рукописи эти доставили одно из существенных звеньев этой цепи.
Как известно, в изследованиях по истории раннего христианства Энгельс показал, что Книга откровения — наиболее раннее из всех новозаветных произведений — еще насквозь иудейское сочинение, что “апокалипсические видения, составляющие почти всё содержание Откровения, в большинстве случаев дословно заимствованы у классических пророков Ветхого завета и их позднейших подражателей, начиная с книги Даниила... и кончая апокрифической “Книгой Еноха”, написанной по-гречески незадолго до начала нашей эры”
4. Энгельс отмечает как самое характерное в этой книге, “что автору никогда и нигде не приходит в голову называть себя или своих единоверцев иначе, как иудеями”5. Энгельс приходит далее к выводу, что “христианство того времени (т. е. времени написания “Откровения”. — И. А.), еще не осознавшее само себя, было, как небо от земли, далеко от позднейшей закрепленной в догматах мировой религии Никейского собора; там оно совсем неузнаваемо”6. В свете этих мыслей становится понятным то значение, которое Энгельс придавал Книге откровения для изучения “самого раннего христианства”. Своё изследование Книги откровения Энгельс заканчивает таким выводом: “...В качестве достоверной картины самого раннего христианства, картины, нарисованной одним из самих христиан, эта книга имеет большую ценность, чем все остальные книги Нового Завета, вместе взятые”7. Эти высказывания Энгельса помогают нам правильно оценить значение кумранских рукописей для истории раннего христианства. Кумранские рукописи дают представление о наиболее ранней стадии становления христианства, той начальной её стадии, которая намного предшествовала христианству времени создания кн. Откровения. Тем самым вскрываются реальные и конкретно-исторические истоки христианства. Важный вопрос о месте кумранской секты в истории иудаизма и христианства будет еще в течение долгого времени предметом углубленных изследований.В последнее время стали появляться изследования, показывающие значение кумранских рукописей для истории и других религий и религиозных течений, как например, мандеизма
8 и ислама9. Большое значение кумранские рукописи имеют для изучения идеологических корней караитства10 и религиозной практики караимов, среди рукописей которых, как известно, впервые был обнаружен Дамасский документ в списке XII в. н. э. Плодотворным и многообещающим является лингвистическое изучение новооткрытых памятников. История алфавита, письма и письменной техники: орфография, фонетика, лексика и синтаксис еврейского и арамейского языков и диалектов, проблема разговорного языка эпохи (мишнаитский?) и “койне” — вот далеко не полный перечень тех вопросов, которые получили мощный стимул для дальнейшей разработки на базе новых рукописных памятников. Выше уже говорилось, что лишь с появлением кумранских рукописей возникла прочная основа для научной разработки проблем арамейской и еврейской палеографии, для которой до сих пор не было базы из-за скудности имевшихся в распоряжении науки древних рукописных текстов11. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что всестороннее изучение письма и языка кумранских рукописей является ключом для их правильной датировки и интерпретации и, стало быть, для раскрытия их историко-культурного значения.Кумранские рукописи предоставили в распоряжение науки подлинные первоисточники для изучения социально-политических и идейных движений Иудеи II в. до н. э., часто принимавших в древности, как и в средние века, религиозную окраску. Надо полагать, что эти источники помогут осветить плохо документированный до сих пор период в истории Палестины и Сирии, известный только на основании более поздних и большей частью тенденциозных литературных источников. Разнообразный характер найденных рукописей позволяет предположить, что они отражают не одну, а различные группы внутри одного и того же общественно-политического и религиозного движения.
История кумранской общины и её идеологии по новому ставит вопрос о содержании идейно-политической борьбы различных общественных течений в Иудее. Особый стимул для дальнейшего всестороннего углубленного изучения получила проблема ессейства. Кумранские рукописи открывают также новые перспективы для изучения и других общественно-религиозных течений в иудействе, в частности, фарисейского движения. Так, например, автор одного из последних изследований о Гиллеле высказал предположение, что этот религиозный реформатор занимал промежуточную позицию между фарисеями и кумранцами
12.Находки из Вади Мурабба'ат обогатили историческую науку документальными памятниками периода второго антиримского восстания 132-135 гг. н. э. Деловые и хозяйственные документы из Вади Мурабба'ат и из неустановленных мест нахождения — первые дошедшие до нас подлинные документы периода I-II вв. н. э., которые освещают хозяйственную и деловую
жизнь Иудеи между двумя антиримскими возстаниями. Эти документы интересны и тем, что они вскрывают взаимосвязь юридической практики в Палестине с вавилонским, греко-египетским и талмудическим правом. Наконец, большой интерес для исторической науки представляют также новые данные рукописей из Кумрана, Вади Мурабба'ат и Мирд по топографии и топонимике Палестины библейского и римско-византийского периодов.Положение с изследованием кумранских рукописей сейчас таково, что каждый день приносит всё больше новых вопросов и пока еще мало решений. До опубликования всех текстов это вполне закономерно и понятно. В то же время надо надеяться, что терпение и соблюдение необходимой осторожности в сочетании со стремительностью темпа, в котором ведутся изследования, вскоре
изменят положение и каждый день будет приносить всё новые достижения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1
F. M. Cross. The Ancint Library of Qumran. N. Y., 1958, p. VII.2
Указатели всех мест, где встречается каждое слово данного памятника или группы их.3
См., например P. Grеlоt. L'eschatologie des Esseniens et 1e livre d'Henoch. RQ, 1958, I, № 1, fasc. 1, p. 113-131.4
Ф. Энгельс. Книга откровения. В сб.: К. Маркс и Ф. Энгельс. О религии, стр. 162.5
Ф. Энгельс. К истории раннего христианства. Там же, стр. 252.6
Там же.7
Ф. Энгельс. Книга Откровения. Там же, стр. 164.8
F. М. Вraun. Le mandeisme et la secte essenienne de Qumran, “L'Ancien Testament et l'Orient”. Etudes presentees aux VI-е Journees Bibliques de Louvain. 1954, p. 193-230.9
См. главу “Islam and the Qumran Sect” в кн.: Сh. Rabin, Qumran Studies. Oxf., 1957, p. 112-130.10
N. Wieder. The Qumran Sectaries and theCaraites, JQR, 1956, 47, № 2, p. 97-113; 1957, 47, № 3, p. 269-292.11
С. Москати указал также на значение кумранских рукописей для разработки вопросов еврейской эпиграфики.12
См. N. N. Сlatzer. Hillel the Elder in the Light of the Dead Sea Scrolls. “The Scrolls and the New Testament”, ed. by K. Stendahl. N. Y., 1957, 232-244 и 298-301. На значение талмудического и раввинистического материала для изучения кумранской общины недавно обратил внимание Леман. См. М. R. Lehmann. Talmudic Material Relating to the Dead Sea Scrolls. RQ, 1959, 1, № 3, fasc. 3, p. 391-404. Работа С. Либермана (S. Liberman. Light on the Cave Scrolls from Rabbinic Sources. 1951) остается мне недоступной. О взаимоотношении идеологии и практики фарисеев и кумранской общины см. Сh. Rabin. Qumran Studies (“Scripta Judaica”, II. Oxf., 1957).
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
332 г. до н. э. — Включение Иудеи в состав державы Александра Македонского
197-166 гг. — Иудея под властью Селевкидов
175-164 гг. — Антиох IV Эпифан
167 г. — Начало народно-освободительного антиселевкидского движения в Иудее
166-37 гг. — Правление Хасмонеев
166-160 гг. — Иуда Маккавей
160-142 гг. — Ионафан
142-134 гг. — Симон
134-104 гг. — Иоанн Гиркан
103-76 гг. — Александр Яннай
88 г. — Народное возстание против Янная
66-62 гг. — Восточный поход Помпея
63 г. — Включение Иудеи в состав Римского государства
37-4 гг. — Ирод I
4 г до н. э. — 6 г. н. э. — Архелай
6-66 гг. — Иудея под властью римских прокураторов
66-73 гг. — Иудейская война
132-135 гг. — Возстание Бар-Кохбы
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВДИ — Вестник Древней Истории.
ЖМП —Журнал Московской Патриархии.
ВА — Biblical Archaeologist.
BASOR — Bulletin of the American Schools of Oriental Research.
CRAI —Comptes Rendus d'Academie des Inscriptions et des Belles Lettres.
JBL —Journal of Biblical Literature.
JQR —The Jewish Quarterly Review.
JSS —Journal of Semitic Studies.
NTS — New Testament Studies.
PEQ — Palestine Exploration Quarterly.
RB — Revue Biblique.
RQ — Revue de Qumran.
VT — Vetus Testamentum.
< в оглавление | на главную | назад