< в оглавление | на главную | назад | далее >

 

3. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ ХИРБЕТ КУМРАНА И АЙН ФЕШХИ

Гряда скал с пещерами, в которых обнаружены рукописи, находится на территории Иордании, в полутора километрах к западу от Мертвого моря. Примерно в пятистах метрах восточнее этих пещер, к северу от Вади Кумран, расположена небольшая возвышенность над выступом мергелевой террасы, окруженной оврагами. Арабы называют эту возвышенность Хирбет Кумран, т. е. развалины Кумрана. Сведения об этих руинах проникли в европейскую науку еще во второй половине XIX в., когда французский семитолог и эпиграфист Ш. Клермон-Ганно описал их. Во время своего второго посещения этих мест, в 1906 г., Клермон-Ганно произвел пробные раскопки большого кладбища, расположенного к востоку от развалин. Вскоре после этого, в 1914 г., семитолог Дальман высказал предположение, что развалины Кумрана представляют собою остатки римской крепости24. Совершенно естественно, что об этих развалинах вспомнили археологи Ролан де Во и Ланкестер Хардинг, производившие археологические обследования кумранских пещер.

Открытие рукописей поставило перед наукой важный вопрос: кто были авторы, переписчики и владельцы этих рукописей? Где, как и когда они жили? Закономерно возникла мысль, не было ли связи между людьми, спрятавшими в пещерах рукописи, и находящимися поблизости развалинами Кумрана? Начавшиеся в конце 1951 г. и продолжавшиеся в последующие годы вплоть до 1957 г.25 систематические археологические раскопки развалин Кумрана подтвердили правильность этого предположения и осветили характер этого поселения и образ жизни его обитателей.

Рис. 5. Западный склон средней террасы Хирбет Кумрана

(по Г. Бартке)

К числу неожиданностей относятся найденные в 1954 г. остатки древнеизраильского поселения VIII-VI вв. до н. э. В слое пепла обнаружены обломки керамики VIII-VII вв. и остракон с палеоеврейским письмом VII-VI вв. до н. э. Обнаруженные там остатки стены времени израильского поселения имеют сходство с остатками стен израильского поселения в соседнем районе Букейя, датируемого Миликом и Кроссом временем царя Иосафата (IX в. до н. э.). Рядом со стеной обнаружена самая глубокая из найденных здесь и единственная круглая цистерна этого же периода. На основании датировки керамики, остракона и остатков указанных сооружений Р. де Во сопоставляет это строение с сообщением 2-й кн. Хроник XXVI, 10, что царь Озия (VIII в. до н. э.) “построил башни (migdalim) в пустыне”.

Между остатками израильского поселения и последующим слоем эллинистически-римского периода нет никаких следов промежуточных поселений. Судя по археологическим данным, кумранское поселение возникло во II в. до н. э. и существовало с небольшим перерывом до его разрушения в июне 68 г. н. э. Детальное изучение археологического и нумизматического материала, а также литературных источников позволило Р. де Во наметить следующую периодизацию кумранского поселения:

/ период — Сооружение при Иоанне Гиркане (135-104 гг. до н. э.). Разрушение здания вследствие землетрясения весной 31 г. до н. э.

// период — Реставрация при Ироде Архелае (4 г. до н. э. — 6 г. н. э.). Разрушение римлянами в июне 68 г. н. э.

III период — Занятие поселения римским гарнизоном с 68 г. н. э. до конца I в. н. э. Использование строений иудейскими повстанцами в период антиримского восстания Бар-Кохбы (132-135 гг. н. э.), после чего поселение было окончательно заброшено.

 

 

Рис. 6. План строения Хирбет Кумрана к моменту землетрясения 31 г. до н. э.

 

1 — углы укрепления периода железа II (VIII-VI в. до н. э.); 2 — башня; 3 — лестница, ведущая на верхний этаж; 4 — зал со скамьями вдоль стен (зал заседаний совета общины?); 5 — скрипторий; 6 — кухня; 7 — красильня; 8 — прачечная; 9 — гончарная мастерская; 10 — гончарные печи; 11 — стена, отделяющая строение от кладбища; 12 — зал собраний (и трапезная?); 13 — посудная; 14 — ремесленные мастерские; 15 — начало акведука; 16 — главный канал; 17 — большие цистерны; 18 — трещина от землетрясения; 19 — южное плато; 20 — подпорная стена вдоль западного оврага (По Р. де Во и Ж. Милику).

 

Раскопанные развалины занимают пространство размером 80X80 кв. м (см. план). Наиболее существенной частью комплекса является северо-восточная часть строения, составляющая прямоугольник размером 37x37 кв. м, возникший на месте израильского поселения 1. Северо-западный угол этого прямоугольника представлял собою двухэтажную башню (размером 10X10 кв. м) с весьма массивными стенами толщиной в 1 м 30 см. Помещения нижнего этажа башни не имели окон и служили, по-видимому, кладовыми, а в минуты опасности — местом укрытия обитателей строения. Южнее башни, за небольшим открытым двориком, расположено несколько помещений, назначение которых недостаточно выяснено. Помещение 3 соединяется лестницей со вторым этажом башни. Особый интерес представляет продолговатое помещение в восточной части этого комплекса 5 размером 13X4 кв. м. По общему мнению, это помещение представляло собою скрипторий, т. е. место, где писались и переписывались рукописи. Об этом свидетельствует сохранившийся гипсовый стол 5 м длины и 0,5 м высоты, а также чернильницы из бронзы и глины со следами чернил. Два других стола, найденные в этом помещении, отличаются тем, что имеют на своей поверхности чашеобразные (альвеолярные) выемки. По мнению археологов, эти выемки наполнялись водой для того, чтобы писцы совершали в них ритуальное омовение рук, когда в процессе переписки они встречали в священном тексте тетраграмму, т. е. образованное четырьмя согласными имя Яхве: YHWH.

К востоку от башни находилось помещение 6, служившее, судя по хорошо сохранившимся очагам, кухней. К востоку от кухни расположена, по-видимому, вторая башня. К югу от кухни был двор, и в нем — некоторые подсобные помещения. В южной части строения, за большим бассейном с лестницами 17, находилось самое большое помещение 12 — зал размером 22X4,5 кв. м. Крыша его поддерживалась четырьмя сохранившимися по сей день столбами. Как показывают обугленные остатки, перекрытия были сделаны из стволов пальмовых деревьев. Это помещение было, как предполагают, местом общих собраний общины. Здесь обсуждались общие дела общины, совершались службы с молитвами и пением гимнов, читалось и комментировалось Священное Писание. По характеру постройки Р. де Во предполагает, что собиравшиеся в этом зале обращались лицом к Иерусалиму. В западной части зала имеется вымощенное плитами круглое место, очевидно, для председателя собрания. Наклон пола и путь отвода воды, а также остатки примерно ста черепков посуды привели Р. де Во к заключению, что это помещение служило также и трапезной. С юго-запада к этому залу 12 примыкало помещение 13, которое, по мнению Р. де Во, было посудной. Обрушившийся при землетрясении потолок раздавил хранившуюся здесь обеденную посуду: 210 тарелок, 708 чаш, размещенных дюжинами, 75 кубков, 11 кружек, 21 малых кувшинов двух форм, 38 горшков. Все это позволяет предполагать, что помещение 12 служило для литургических и деловых собраний, а также столовой, возможно, для ритуальных трапез.

К востоку и юго-востоку от зала собрания размещались гончарные мастерские 9 с ямой для хранения глиняной массы и двумя гончарными печами 10. Остальные ремесленные мастерские и службы были расположены в западном комплексе строения 14, где обнаружены мельница, пекарня из двух помещений с хлебопекарными печами, зернохранилища, стойла для вьючных животных и другие сооружения, назначение которых пока еще недостаточно выяснено.

Рост населения общины, сопровождавшийся расширением здания и возведением пристроек, потребовал также создания усовершенствованной и обильной системы водоснабжения — важнейшего условия жизни в пустыне. Этой цели служили семь больших цистерн и бассейнов с лестничными спусками 17. Вода поступала в цистерны через разводящий канал 16 из акведука (водопровода) 15, питаемого, главным образом, водами Вади Кумрана в период зимних дождей. Судя по рукописям, люди, жившие в Хирбет Кумране, нуждались не только в питьевой воде, но также в большом количестве воды для ритуальных омовений. Однако Р. де Во справедливо предупреждает против поспешных выводов о ритуальном назначении всех этих цистерн с лестничными спусками. Подобные цистерны, существовавшие также в окрестностях Иерусалима и, как показали недавние раскопки Нельсона Глюка, в Негеве, вовсе не были связаны с ритуальными омовениями. Следует, поэтому, полагать, что лестницы в цистернах служили для удобства черпания воды, “когда запасы её истощались, и уровень воды соответственно понижался. Ритуальные омовения, по всей вероятности, совершались главным образом в небольших водоемах вблизи многочисленных источников района Айн Фешхи. Система канализации сильно пострадала при землетрясении 31 г. до н. э.

Из памятников материальной культуры особый интерес представляет керамика, служащая опорой для датировки отдельных периодов поселения. Большая часть керамических находок — местного, кумранского изготовления. Хорошо сохранившиеся мастерские позволяют ясно представить себе технологический процесс, изученный на месте профессором Цойнером. Керамические изделия кумранского производства характерны для керамики Палестины эллинистического периода. Так, недавно Р. Функ установил сходство керамики Бет-Цур I в. до н. э. с кумранской керамикой26.

Весьма характерными являются найденные в слоях первого и второго периодов Кумрана светильники эллинистического периода, в то время как круглые светильники периода III (I в. н. э.) являются уже римскими и относятся к так называемому “иродианскому” типу, существовавшему вплоть до II в. н. э. Особый интерес представляет сохранившийся в целости сосуд, полностью совпадающий с фрагментами сосудов, в которых предположительно хранились рукописи, найденные в 11 пещерах. Аналогичная керамика найдена также в 25 пещерах, в которых рукописи не обнаружены. Это совпадение с полной очевидностью свидетельствует о связи между центральным строением Хирбет Кумрана и окрестными пещерами.

На некоторых керамических изделиях сохранились надписи. Так, на шейке одного сосуда и черепке имеются надписи греческими буквами, к сожалению, не дающими смысла. Чаще встречаются надписи еврейскими буквами, представляющие собой имена собственные (например, ywhnn htl’, т. е. “Иоханан младший”). На трех кувшинах сохранились более пространные надписи чернилами. Все эти надписи пока еще недостаточно изучены. На одном черепке имеются буквы алфавита, — очевидно, упражнение ученика-писца. Р. де Во27 обратил внимание, что графика этих надписей с учетом неизбежных при различном писчем материале расхождений сходна с графикой рукописей кумранских пещер. Это также подтверждает предположение, что центральное строение и пещеры с рукописями использовались одной и той же общиной.

Из металлических изделий обнаружены железные серпы, ключи, кольца, ножи и другие предметы, а также бронзовые ключи, кольца, фибулы и котелок. Любопытна сделанная в 11-й пещере находка железного топорика-кирки. Он, по словам Р. де Во28, соответствует описанному Флавием (“Иудейская война”, II, 8, 9 § 148) орудию, которое обычно носили с собой члены секты ессеев. При отправлении естественных надобностей ессеи с помощью этого орудия выкапывали ямку, а затем засыпали ее землей.

Рис. 7. Керамика из первой пещеры

1,3-5 — крышки; 2 — тарелка; 6-7 — сосуды

Большой интерес для выяснения образа жизни и быта жителей строения представляют также остатки костей животных. Скопление костей найдено в различных местах вместе с большими черепками, также в целых горшках с крышками. В одном случае горшок был накрыт миской.

Профессор Цойнер, исследовавший 39 скоплений костей, пришел к предварительному выводу, что ни в одном месте остатки костей не составляют цельного скелета животного. Кости принадлежат следующим животным: бараны и козы — 31; ягнята или козлята — 15; телята — 6; крупный рогатый скот — 4; кости неустановленного животного — 1. Все эти кости были предварительно тщательно выварены и изжарены, следовательно, они представляли собой остатки мясных трапез. Большую часть костей, на основании сопровождающих их керамики и монет, датируют I периодом, т. е. II-I вв. до н. э. Обращает на себя внимание одно странное обстоятельство: кости сложены аккуратно. Это ставит необъяснимую пока проблему, так как с археологической точки зрения подобная аккуратность говорит о какой-то сакральной цели, между тем ни Ветхий Завет, ни документы кумранской общины не дают никакого объяснения обычаю такого обращения с костями.

Рис. 8. Керамика из первой пещеры

1 — чаша; 2 — котелок; 3-6 — крышки; 7 и 9 — светильники; 8 — кувшин

Неоценимое значение для установления дат различных периодов поселения, наряду с керамикой, имеют монеты, найденные в довольно большом количестве. Наибольший интерес представляет клад серебряных монет (408 штук), обнаруженный в двух горшках необычного для Кумрана типа; рядом с этими горшками, в сосуде типичной для Кумрана формы — еще 150 монет. Большинство этих монет — тетрадрахмы29 тирского чекана, датируемые эрой Тира, т. е. начиная с 126 г. до н. э. Все эти монеты по времени их чекана относятся к периоду между 9 г. до н. э. и 1 г. н. э. Приблизительным временем закапывания этих монет надо считать первое десятилетие I в. н. э., когда здание перестраивалось. Однако историю этого клада установить пока трудно.

Помимо клада, в различных местах было найдено много других монет, относящихся ко всем трем периодам. Только в последние три раскопочных кампании (1954-1956) найдено 415 монет. Все они подверглись окислению. Пока удалось расчистить только 233 монеты. Согласно таблице, составленной Р. де Во, из расчищенных 233 монет к первому периоду относятся 63 монеты. Незначительное количество монет времени Ирода Великого, несмотря на длительность его правления, свидетельствует о том, что именно в это время кумранское поселение было временно оставлено. Ко второму периоду относятся 160 монет. Наиболее ранними из них являются пять монет Ирода Архелая (4 г. до н. э. — 6 г. н. э.), а наиболее поздние — пять монет третьего года восстания (68/69 г. н. э.), в то время как монет второго года восстания (т. е. 67/68г. н. э.) насчитывается 62. Эти предварительные данные подтверждают общий вывод, что Хирбет Кумран был вторично заселен при Ироде Архелае и был взят римлянами летом 68 г. н. э. Последнее полностью соответствует сообщению Иосифа Флавия о занятии римлянами побережья Мертвого моря летом 68 г. н. э. В связи с этим Ролан де Во замечает: “Нельзя пожелать большего согласия между археологией и историей”30.

Монеты Кесарии и Тира, относящиеся к третьему периоду, были найдены в глиняном светильнике римского типа в помещении, в котором предположительно жили солдаты римского гарнизона. Монеты подтверждают, таким образом, сделанный уже раньше, на основании раскопок 1953 г., вывод, что Хирбет Кумран был завоеван в 68 г. н. э. солдатами X легиона из Кесарии31. Наконечники стрел, обломки копий и дротиков римского происхождения, а также следы пожара и разрушений свидетельствуют, что строение пострадало в результате боевых действий римлян.

 

Таблица 1

Распределение по периодам очищенных и расшифрованных монет,

найденных в Хирбет Кумране* (1954-1956 гг.) и Айн Фешхе** (по Р. де Во)

 

Период

I

II

III

Типы монет

Число монет:

Хирбет Кумран

Типы монет

Число монет

 

 

Типы монет

Число

монет:

Хирбет

Кумран

Хирбет

Кумран

Айн

Фешха

Иоанн Гиркан

(135-104 гг. до н. э.)

1

Ирод Архелай

(4 г. до н. э. — 6 г. н. э.)

5

2

Тир

(53 г. н. э.)

1

Иуда Аристовул

(104-103 гг. до н. э.)

1

Прокураторы времени Августа

(6-14 гг. н. э.)

7

2

Кесария

(67/68 г. н. э.)

1

Александр Яннай

(103-76 гг. до н. э.)

48

Тир. Серебро

(12 г. н.э.)

1

Дора

(67/68 г. н. э.)

2

Гиркан II

(67 и 63-40 гг. до н. э.)

3

 

Прокураторы при Тиберии

(14-37 гг. н. э.)

22

 

10

 

 

 

Неизвестные хасмонейские монеты

5

Тир. Серебро

(36 г. н. э.)

1

1

 

 

Антигон

(40-37 гг. до н. э.)

1

Агриппа I

(37-44 гг. н. э.)

37

34

 

 

Ирод I

(37-4 гг. до н. э.)

4

Прокураторы при Клавдии

(41-54 гг. н. э.)

1

3

 

 

 

 

 

Прокураторы при Нероне

(54-68 гг. н. э.)

16

3

 

 

 

 

 

 

 

Нерон. Серебро

(61 г. н. э.)

1

 

 

 

 

Второй год восстания

(67-68 гг. н. э.)

62

1

 

 

 

 

Третий год восстания

(68-69 гг. н. э.)

5

 

 

 

 

Набатейские

(I в. н. э.)

2

 

 

Итого:

63

 

160

56

 

4***

 

* R. de Vaux. Fouilles de Khirbet Qumran. RB, 1956, 63, p. 565-566.

** R. de Vaux. Fouilles de Feshkha. RB. 1959, 66, p. 246.

*** Остальные шесть монет обозначены Р. де Во как "поздние".

Помимо большого кладбища, расположенного к юго-востоку от центрального строения и частично обследованного еще Клермон-Ганно, в 1955 и 1956 гг. были обнаружены еще два небольших кладбища к северу от Хирбет Кумрана и к югу от Вади Кумрана. Всего в этих трех кладбищах предположительно около 1200 могил; до сих пор полностью изучено около 50 могил. Могилы глубиной в один метр расположены правильными рядами. Погребения ориентированы головой на юг. Руки у скелетов скрещены на уровне таза. Особенностью захоронения является то, что труп клали в нишу (подбой), вырытую в восточной стенке могилы, прикрытую необожженным кирпичом или галькой. Могилы прикрывались большими камнями32. Большой интерес представляет факт находки скелетов женщин (7) и детей (4). В мужских погребениях до сих пор не обнаружено никакого инвентаря, если не считать отдельных остатков деревянных гробов. Возраст мужчин не превышает 50 лет. В женских погребениях встречаются бедные украшения на самих скелетах. Ни монет, ни драгоценностей ни в одной из обследованных могил до сих пор не обнаружено. Этот способ захоронения отличается и от иудейско-христианских похоронных обрядов, и от более поздних мусульманских. Открывший это кладбище Клермон-Ганно высказал предположение, что здесь захоронены арабы доисламского времени. Однако непосредственная близость кладбища к месту поселения кумранской общины и сходство отдельных фрагментов керамики, найденных в захоронениях, с керамикой кумранской общины говорит в пользу предположения, что на этих кладбищах хоронили обитателей кумранской общины. Если это так, то приходится констатировать, что кумранская община придерживалась похоронных обрядов, отличных от официальной иудейской обрядности.

Аналогичная форма захоронения, при которой труп клали в нишу вдоль одной из стенок могилы, обнаружена во время недавних раскопок Иерихона (1952-1956) в римском послеиродианском слое33. Непосредственная близость Иерихона от Кумрана наводит на мысль о существовании в Иерихоне или его окрестностях общины, аналогичной кумранской, или её филиала.

Не меньшее значение для выяснения хозяйства и образа жизни кумранской общины имеют также раскопки в районе оазиса Айн Фешхи. Между Хирбет Кумраном и расположенным в трех километрах к югу от него оазисом Айн Фешхой предварительными обследованиями в 1956 г. обнаружены остатки строений размером 60X64 кв. м. Особый интерес представляют остатки стены, тянущейся с севера на юг. Имеются основания полагать, что эта стена, прослеженная на расстоянии 400-500 м, ограждала какие-то сады или насаждения, находившиеся между ней и морем. Возле стены обнаружены развалины небольшого изолированного строения размером 10х12 кв. м., в котором имелись три комнаты. Найденная здесь в незначительном количестве керамика того же времени, что и керамика Хирбет Кумрана. В самой Айн Фешхе обнаружено строение, в котором имеется много керамики, сходной с керамикой Хирбет Кумрана II периода. Найдено несколько сильно окисленных монет, датируемых I в. н. э. По мнению Р. де Во, это строение современно Хирбет Кумрану II периода. Здесь также обнаружена глиняная чернильница, сходная с найденными в кумранском скриптории.

Дальнейшие раскопки Айн Фешхи, производившиеся под руководством Ролана де Во с 25.I по 21.III.1958 г.34, дали ценные результаты. Обследование открытого в 1956 г. строения показало общность истории Айн Фешхи и Хирбет Кумрана. Здание было построено в конце II в. до н. э., покинуто в последние десятилетия до н. э. и снова заселено до его частичного сожжения в 60-х годах I в. н. э. Впоследствии это здание служило убежищем для инсургентов во время второго антиримского восстания 132-135 гг. Датировка, полученная на основе археологических данных, подкрепляется также монетным материалом. Анализ расшифрованных монет, относящихся ко второму периоду (см. табл. 1), показывает полное соответствие с данными монет из Хирбет Кумрана.

Судя по всем данным, строение Айн Фешхи также носило общественный характер. К югу от строения, в огороженном пустыре, находился сарай с тщательно выстланным полом. По предположению Р. де Во, это помещение использовалось для сушки фиников или служило местом, где созревали финики, собранные до полной их зрелости. Финиковая пальма была одной из немногих плодоносных культур, возможных на этой солончаковой почве, орошаемой солоноватыми источниками. В этой связи нельзя не вспомнить о рассказе известного римского ученого Плиния Старшего, погибшего в 79 г. н. э. при извержении Везувия. Согласно Плинию (“Ест. история”, V, 17, § 73), ессеи, проживавшие именно в этом районе побережья Мертвого моря, “вели жизнь среди пальм”. Возможно, что здесь выращивались также овощи. Представляет интерес обнаруженная в конце сарая комната с остатками памятников ранневизантийской эпохи. В связи с этим Милик привлек сообщение византийского автора Иоанна Мосха о том, что монахи, жившие в V в. н. э. в районе горы Мардес (современный Хирбет Мирд, в 9 км к западу от Айн Фешхи), получали овощи из огорода, находившегося примерно в шести милях от них, почти у самого моря. Р. де Во полагает, что этот огород находился в Айн Фешхе и что в комнате при сарае жил слуга, обрабатывавший для монахов этот огород. Тщательное изследование системы каналов и водоснабжения в Айн Фешхе привело Р. де Во к предположению, что в период существования кумранской общины один из источников находился на более высоком уровне, где и соленость почвы была меньшей и сам источник был менее соленым. Это обстоятельство удовлетворительно объясняет возможность овощеводства, хотя и в ограниченных размерах. По-видимому, условия жизни и культуры в этой местности в древности были более благоприятными, чем теперь.

Огороженный пустырь вокруг сарая мог служить загоном для скота. К северу от строения находился двор, часть которого, занятая системой бассейнов, соединенных небольшими каналами, представляла собою, по мнению Р. де Во, кожевенную мастерскую. Действительно, кожа могла использоваться и для нужд самой общины, и в качестве источника доходов. Возможно, что сами кумранцы изготовляли писчий материал, необходимый для скриптория, где переписывались сотни рукописей. Правда, пока нет еще уверенности, что здесь была именно кожевенная мастерская. Но производственное назначение открытого в Айн Фешхе сооружения безспорно, и никакой иной более плодотворной гипотезы не было еще предложено.

Раскопки Хирбет Кумрана и Айн Фешхи позволяют уже сейчас сделать некоторые предварительные, но весьма существенные выводы.

1. Характер строений Хирбет Кумрана и Айн Фешхи, а также полное тождество найденной в этих комплексах керамики с керамикой, обнаруженной в окрестных пещерах, говорит о связи между обитателями этих строений и владельцами спрятанных в пещерах рукописей. В этом заключается один из основных научных результатов раскопок. Судя по всему, Хирбет Кумран был центром общины, члены которой проживали в окрестностях центрального строения — в домах(?), шатрах, палатках, под навесами у входов в пещеры и, возможно, также в самих пещерах.

2. Структура строений свидетельствует об общественном их характере, о наличии центра совместного труда и коллективных трапез членов общины. Об этом свидетельствует также сосредоточение монет в центральном строении и отсутствие их или единичные их находки вне центрального строения.

3. Археологическое обследование комплексов Хирбет Кумрана и Айн Фешхи позволило выяснить различные отрасли хозяйственной деятельности кумранской общины.

4. Археологически устанавливаемая история центрального строения служит основой для определения этапов развития кумранской общины.

Таким образом, результаты археологических раскопок позволяют определить ряд важных черт кумранской общины. Но археологический материал сам по себе недостаточен, чтобы возстановить картину быта, жизни, хозяйства, социальных отношений и идеологии общины. Гораздо более существенный материал для решения всех этих вопросов дают рукописи35.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

24 Эту гипотезу продолжает развивать сейчас французский ученый Дель-Медико, однако, как показал Р. де Во (R. dе Vaux. CRAI, 4.IV 1952, р. 174), строительная техника и план здания говорят против римского происхождения этого строения. Дальнейшие раскопки показали, что строение возникло во второй половине II в. до н. э., когда римлян здесь еще не могло быть.

25 Раскопки производились французской археологической школой в Иерусалиме, Иорданским департаментом древностей и Палестинским археологическим музеем под руководством Р. де Во и Л. Хардинга. С 1951 по 1956 г. были проведены пять археологических кампаний (I — 24.XI — 12.XII 1951 г.; II — 9.II — 24.III 1953; III — 13.II — 14.IV 1954; IV — 2.II — 6.IV 1955; V — 18.11 — 28.III 1956). Официальные отчеты о раскопках см.: R. de Vaux; Fouilles аu Khirbet Qumran. RB, 1953, 60, p. 83-106; 1954, 61, p. 206-236; 1956, 63, p. 533-577; его же. Exploration de la legion de Qumran. RB, 1953, 60, p. 504-561; его же. Ain Feshkha. RB, 1958, 65, p. 406-408; его же. Fouilles de Feshkha. Rapport preliminaire. RB, 1959, 66, p. 225-255. См. также сообщения. R. de Vaux. CRAI, 4 IV 1952, p. 173-180; 23.IX 1955, p. 378-386; Q. L. Harding. Khirbet Qumran and Wady Muraba'at. PEQ, 1952, 84 p. 104-109; R. de Vaux. Les manuscripts de Qumran et 1'archeologie. RB, 1959, 66, p. 87-110.

26 R. W. Funk. The 1957 Campaign at Beth-Zur. BASOR, 1958, № 150, p. 20.

27 R. de Vaux. Les manuscrits de Qumran et 1'archeologie. RB, 1959, 66, p. 94.

28 Там же, р. 104; R. de Vaux. Line hachette essehienne VT, 1959, 9, № 4, p. 399-407.

29 Тетрадрахма (т. е. “четыре драхмы”) равна 17 г. Весь клад составляет, таким образом, весьма внушительную сумму.

30 R. de Vaux. Fouilles de Khirbet Qumran. RB, 1956, 63, p. 567.

31 Iosephus. Bellum Judaicum, IV, 8, 1 (§ 450); 4 (§ 477). Cp. IV, 9, 1 (§ 486).

32 Некоторые скелеты смещены с мест своих захоронений, что, согласно Р. де Во, объясняется землетрясением 31 г. до н. э.

33 К. М. К е n у о n. Digging up Jericho. The Results of the Jericho Excavations 1952-1956. N. Y., 1957, p. 264.

34 R. de Vaux. Ain Feshkha, RB, 1958, 65, № 3, p. 406-408; его же. Fouilles de Feshkha. Rapport preliminaire. RB, 1959, 66, № 2, p. 225-255.

35 В январе — феврале 1960 г. археологическая экспедиция Иерусалимского университета обследовала группу пещер к северу от Масады. Здесь скрывались отряды Бар-Кохбы. В этих пещерах найдены монеты Траяна (98-117 г. н. э.), железные наконечники римских стрел и крашеные древка к ним, остатки полотна, кож, деревянные и глиняные сосуды, остатки пищи. Из письменных источников обнаружены два куска пергамена, содержащие 16 строк из кн. Исход (XIII, 1-16), и сморщенный папирус, напоминающий письмо Бар-Кохбы из Вади Мурабба'ат.

В марте-апреле в том же районе работала другая экспедиция. В одной пещере обнаружены следы пребывания повстанцев. Кроме монет Бар-Кохбы найдены 19 римских медных сосудов, возможно захваченных повстанцами во время набегов на римские посты. Наибольший интерес представляет находка связки папирусов на арамейском, еврейском и греческом языках. Кроме того, в пещере найден отрывок из кн. Псалмов (гл. 15).

 

< в оглавление | на главную | назад | далее >