Проект © НОРДИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

[в раздел] [на главную]

 

"Тайная книга" альбигойцев

 

 

“Тайная Книга” — так называли свой манускрипт сами альбигойцы, богомилы и члены других, близких в идейном отношении сект. Поздние издатели книги предпочитали другие названия: “Ложное Евангелие”, “Книга св. Иоанна”. Но “Тайная Книга” — основное и главное из сохранившихся сочинений этого неортодоксального направления в христианстве, распространенного в Южной Европе в X-XIV веках. В разных странах этих еретиков называли по-разному: богомилами, патаренами, катарами, альбигойцами и т. д. Они утверждали, что исповедают истинное христианство, не искаженное поздними домыслами, сообщенное им в откровении через Иоанна Богослова — любимого ученика Иисуса Христа.


    История альбигойцев и их наследия, а так же глубинная связь этих еретиков с глубинной сущностью готики и культурой средневековой Европы — самостоятельная тема, достаточно обширная. Мы же просто послушаем, как излагали своё учение сами альбигойцы. “Тайная Книга” дошла до нас в оригинале, а не в пересказе инквизиторов. По форме она напоминает гностический по происхождению христианский, апокриф “Вопросы Иоанна Богослова Господу”, распространенный на Руси. Возможно, “Тайная Книга” также имеет отношение и к истории славянской культуры. Она сохранилась всего лишь в двух латинских списках, но в конце одного из них (рукопись XIII века из инквизиторского архива французского города Каркассона) есть современное рукописное примечание: “Это тайное писание еретиков из Конкорецио, принесенное из Болгарии их епископом Назарием”.


    Многие ученые убеждены, что “Тайная Книга” — сочинение болгарских богомилов, хотя её славянский текст до нас не дошел.


    Полагают, что “Тайная Книга” написана между X и XII веками. Возможно, в это время она получила окончательную форму, многие же сюжеты гораздо старше: они есть в таких древних апокрифах, как “Книга Еноха”, “Откровение Варуха”, “Видение Исайи” и др.

 

Перевод, примечания © Е. Лазарев.
   
 

 

Вопросы Иоанна на Тайной трапезе Царя Небесного

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

Вопросы Иоанна, Апостола и Евангелиста, на тайной трапезе Царя Небесного: об устройстве этого мира, и о Творце, и об Адаме.

 

I. Я, Иоанн, брат ваш, имеющий долю в несчастье и доли в Царствии Небесном чающий, сказал, когда возлежал я на груди Господа нашего Иисуса Христа: “Господи, кто предаст Тебя?” И отвечая, сказал Он: “Тот, кто вместе со Мною омочил руку в чаше. Тогда вошел в него Сатана и потребовал, чтобы он предал Меня”1.

 

II. И сказал я: “Господи, прежде чем пал Сатана, в какой славе прибывал он у Отца Твоего?” И сказал Он мне: “В такой славе был, что управлял силами небесными; Я же сидел возле Отца Моего. Он (Сатана) управлял всеми, следовавшими за Отцом, и нисходил с небес в преисподнюю2, и восходил от низших до самого престола невидимого Отца. Он оберегал славу, что приводит в движение небеса, и замыслил поставить трон свой за облаками небесными, и пожелал уподобится Вышнему. И когда низошел он в воздух, сказал ангелу воздуха: “Открой мне врата воздушные”, и тот открыл ему врата воздушные. Стремясь вниз, он увидел ангела, который держал воды, и сказал ему: “Открой мне врата водные”, и открыл ему. И, проходя сквозь пределы, увидел весь облик Земли, покрытой водами. Проходя под Землею, увидел он двух рыб, лежащих под водами; как быки, впряженные в плуг, они держали всю землю, повелением невидимого Отца, от захода до самого восхода солнца. А когда спустился еще ниже, увидел преисподнюю, которая есть род огня3, и дальше не смог нисходить из-за пламени огня пылающего. И возвратился Сатана назад, исполнился злобы, подступил к ангелу воздуха и к тому, который был над водами, и сказал им: “Все это моё; если послушаете меня, поставлю трон свой над облаками и уподоблюсь Вышнему; удаляя воды с высоты этой тверди, заполню прочие места морями и потом не будет воды на лице Земли4, и воцарюсь вместе с вами на веки веков”. И, сказав это ангелам, взошел к другим ангелам, до пятого неба, и так говорил каждому из них: “Сколько ты должен Господу своему?” Тот сказал: “Сто мер пшеницы”5. И сказал ему [Сатана]: “Возьми перо и чернила и напиши: шестьдесят”. И другому сказал: “А ты сколько должен Господу своему?” Тот ответил: “Сто кувшинов елея”. И сказал [Сатана]: “Сядь и напиши: пятьдесят”. И восходя на все небеса, вплоть до пятого неба6, так говорил, прельщая ангелов невидимого Отца.

 

III. И раздался голос от престола Отца: “Что делаешь, отрицатель Отца, отвращающий ангелов? Делатель греха, быстро делай то, что задумал”. Тогда повелел Отец ангелам своим: “Совлеките с них одежды”. И совлекли одежды их и короны их — всех ангелов, которые его [Сатану] слушали.

 

И спросил я Господа: “Когда пал Сатана, в каком месте он стал обитать?” И ответил Он мне: “Отец Мой преобразил его за гордыню его, и отнят был от него свет, и стал облик его, как железо раскаленное, и как у человека, стал весь облик его; и увлек он хвостом своим7 третью часть ангелов Божиих, и был изгнан от трона Божьего и от устроения небесного. И низойдя в эту твердь, не мог Сатана создать никакого покоя ни себе, ни тем, кто был с ним. И он попросил Отца: “Имей ко мне снисхождение, и всё верну Тебе”. И сжалился над ним Отец, и дал покой ему и тем, кто с ним был, насколько он пожелает, вплоть до семи дней8.

 

IV9. Тогда воссел [Сатана] на тверди и повелел ангелу, который был над воздухом, и тому, который был над водами, и подняли они вверх, в воздух, две части вод, а из третьей части создали пятьдесят морей, и свершилось разделение вод по предначертанию невидимого Отца. И вновь повелел [Сатана] ангелу, который был над водами: “Встань на двух рыб”, и [встал он, и] поднял головой своей третью, и она явилась сухой10. Когда принял [Сатана] корону от ангела, который был над воздухом, из половины [её] создал трон свой, а из половины — свет солнца. Приняв же корону от ангела, который был над водами, из половины создал свет луны, а из половины — свет дня. Из камней создал он огонь, а из огня — всё воинство и звезды11. Из них создал он ангелов ветра, служителей своих, по образу Вышнего устроителя, и создал громы, дожди, град и снег, и послал на них ангелов — служителей своих. Земле же повелел, чтобы она произвела всё живое: животных, деревья и травы. А морю повелел, чтобы произвело оно рыб и птиц небесных12.

 

V. Затем придумал [Сатана] и сотворил человека по своему подобию, и повелел ангелу третьего неба войти в глиняное тело. И взял от него [часть], и сделал другое тело, в образе женщины, и повелел ангелу второго неба войти в тело женщины13. Ангелы же горько возрыдали, увидев в себе смертный образ и будучи не сходного [с ним] образа. И повелел [Сатана] сотворить плотское дело в глиняных телах, и не поняли они, как сотворить грех. Тогда возбудитель зла умом своим задумал сотворить рай, ввести туда людей и запретить [им] выходить [из него]. И посадил Дьявол тростник в середине рая, и так скрыл свою выдумку негодный Дьявол, чтобы они не поняли его обман. И входил он, и так говорил с ними: “Вкушайте от всякого плода, который есть в раю, от плода же познания добра и зла не вкушайте”. Дьявол же вошел в Змея негодного14 и обманул ангела, который был в образе женщины, и преисполнился брат его [Адам] желания греха с Евой в прославление Змея. Потому называют сыновьями Дьявола и сыновьями Змея тех, кто совершает желание Дьявола, отца своего, вплоть до скончания этого века. И вновь Дьявол излил в ангела, который был в Адаме, яд свой и желание, порождающее сыновей Змея и сыновей Дьявола, вплоть до скончания этого века15.

 

VI. И затем я, Иоанн, спросил Господа: “Почему говорят люди, что Адам и Ева Богом сотворены и помещены в Раю, чтобы соблюдать предначертания Отца, и [в то же время] утверждают, что они смертны?” И сказал мне Господь: “Слушай любезнейший Иоанн: неразумные люди так говорят, что Отец Мой лицемерно сотворил глиняные тела; но все силы небесные сотворил Он из Духа Святого, эти же [два ангела] по их вине были явлены с глиняными телами, и их называют смертными”16. И вновь я, Иоанн, спросил Господа: “Как же человек начинает бытие своё от Духа, пребывая в теле из плоти?” И сказал мне Господь: “От падших ангелов небесных зачинаются в женских телах и получают плоть от желания плоти, и рождается дух от Духа, а плоть от плоти; так осуществляется власть Сатаны в этом мире и во всех родах”.

 

VII. [И спросил я Господа: “Доколе Сатана будет властвовать в этом мире над сущностью людской?”]17. И сказал мне [Господь]: “Отец Мой предоставил ему властвовать семь дней, которые суть семь веков”18. И спросил я Господа, и сказал: “Сколько это будет по времени?” И сказал [Он] мне: “Когда отпал Дьявол от славы Отца и от славы своей отказался19, воссел он над облаками и послал своих служителей ангелов — огонь палящий — к людям, внизу [пребывающим], от Адама и до Еноха, служителя своего20. Вознес он Еноха на твердь [небесную] и показал величие своё, и повелел дать ему перо и чернила, и сев, написал [Енох] шестьдесят семь книг21. И повелел [Сатана], чтобы Енох отнес их на землю и передал сыновьям. И поместил Енох книги на Землю, и передал их сыновьям своим, и начал обучать их, как совершать жертвоприношения и таинства противозаконные, и так сокрылось перед людьми Царство Небесное”. И говорил [еще Господь]: “Узрите, что Я — Бог ваш, и нет другого Бога кроме Меня. Потому послал Меня Отец Мой в [этот] мир, чтобы Я объяснил людям и поняли бы они злую природу Дьявола. И в то время, когда узнал [Дьявол], что Я низошел с неба в мир, послал ангела, взял [древесину] от трех деревьев для распятия Моего и дал её Моисею, и доныне она для Меня сохраняется22. Он же [Моисей] тогда предвозвещал о Божестве народу своему и повелел дать закон сынам Израиля, и вывел их посуху через море.

 

VIII. Когда помыслил Отец Мой послать Меня в мир, послал передо Мной ангела Своего, по имени Мария, чтобы Она приняла Меня23. Я же, нисходя, вошел [в Нее] через слух и через слух вышел. И узнал Сатана, властелин мира сего, что нисхожу Я разыскивать и спасать погибающих, и послал ангела — Илию-пророка, которого называют Иоанн Креститель, крестящего водой24. Илия же спросил властелина мира сего: “Как смогу я [Его] узнать?” Тогда Сам Господь сказал: “Над кем увидишь ты Духа, нисходящего подобно голубю и на Нем пребывающего, Тот будет крестить Духом Святым во избавление от грехов, Тот имеет власть уничтожать и спасать”25.

 

IX. И снова я, Иоанн, спросил Господа: “Может ли человек спастись через крещение Иоанново, без Твоего крещения?” И ответил мне Господь: “Если Я не окрещу во избавление от грехов, через крещение водное, никто не сможет увидеть Царство небесное, ибо Я — хлеб жизни, нисшедший с седьмого неба, и те, кто едят плоть Мою и пьют кровь Мою, те назовутся детьми Божьими”26. И спросил я Господа, и сказал: “Что значит “есть плоть Мою и пить кровь Мою”?” И сказал мне Господь: “Прежде чем отпал Дьявол совсем его воинством от славы Отца, они в молитвах своих прославляли Отца такими словами: “Отче наш, который на небесах...”, — и все их песнопения восходили к престолу Отца. А когда пали они, уже не могли славить Бога этой молитвой”. И спросил я Господа: “Почему все принимают Иоанново крещение, Твоё же крещение принимают не все?” И ответил Господь: “Ибо дела их злы и не проходят они к Свету. Ученики Иоанна вступают в брак и организуют браки, Мои же ученики не делают ни того, ни другого, но пребывают как ангелы Божьи на небе”. Я же сказал: “Ведь если от женщины грех, то человеку нет пользы от брака”. Господь же сказал мне: “Не все вмещают эти слова, только те, кому дано, ведь есть скопцы, которые таковыми рождаются из материнского лона; есть скопцы, которых оскопили люди; и есть скопцы, которые сами себя очистили27 для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит”.

 

X. Я же спросил Господа о дне судном: “Каким будет знамение пришествия Твоего?” И, отвечая, сказал [Он] мне: “Когда составится число праведных, то есть праведных бренных царей28, тогда будет выпущен из темницы своей Сатана, гнев великий имеющий, и начнет борьбу с праведниками, и воззовут они ко Господу великим гласом. И тотчас повелит Господь ангелу, чтобы запела труба. Трубный глас архангела небесного будет услышан до преисподней. Тогда затмится Солнце, и Луна не даст свой свет, звезды падут, сорвутся четыре ветра с оснований своих и заставят одновременно трепетать землю и море, горы и холмы. Тотчас затрепещет и небо, и затмится Солнце, которое будет светить до четвертого часа29. Тогда явится знамение Сына Человеческого и с Ним все святые ангелы, и утвердит престол Свой над облаками, и воссядет над семью [славами] величия Своего с двенадцатью апостолами на двенадцати престолах славы Своей. И явятся книги, и будет судить [Христос] весь мир, и исполнится то, что было предсказано. Тогда пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут они избранников Его от четырех ветров30, от высших небес, вплоть до пределов их, и низойдут [ангелы], чтобы их искать, [и вознесут с собою на воздух над облаками]31. Тогда пошлет Сын Божий злых демонов, чтобы прислали они к Нему все народы, и скажет им: “Придите те, кто говорил: будем есть и пить, и стяжаем блага мира сего”. И потом вновь они будут позваны, и предстанут все перед судом — все народы, объятые страхом. Явятся книги жизни32, и станет явным бесчестие всех народов. И прославит [Христос] справедливых за их терпение и добрые дела, славу, честь и непорочность, когда окружали их гнев и возмущение, несчастье и нужда. И выведет Сын Божий избранных Своих из средоточия греховного и скажет им: “Придите, блаженные Отца Моего, владейте Царством, уготованным для вас от основания мира”. Затем грешникам скажет: “Отойдите от Меня, злоречивые, в вечный огонь, уготованный Дьяволу и ангелам его”. А остальные, видевшие последнее разделение [людей], прогонят грешников в преисподнюю по велению невидимого Отца. Тогда выйдут духи из темниц неимоверных и будет услышан голос Мой, и станет одна овчарня и один Пастырь. Выйдет из недр земных мрачная тьма — тьма геенны огненной, и выгорит Вселенная от недр до воздуха тверди небесной33. И Господь пребудет в тверди вплоть до недр земных. Глубина же бездны огненной, где будут обитать грешники, такова: если человек тридцати лет от роду поднимет камень и бросит вниз, он едва через два года достигнет дна.

 

XI. И тогда будут связаны Сатана и все воинство его и посланы в бездну огненную. И сойдет Сын Божий с тверди небесной, и заключит Сатану, сковав его крепкими оковами, не разрываемыми. Тогда грешники в рыдании и скорби скажут: “Поглоти нас, земля, укрой нас, смерть”, праведники же воссияют как Солнце в Царстве Отца своего. Приведет их [Христос] к престолу невидимого Отца и скажет: “Вот Я и дети Мои, которых дал Мне Бог. О Праведный! Мир Тебя не познал; Я же познал тебя воистину, ибо Ты послал Меня”. Тогда ответит Отец Сыну Своему: “Сын Мой возлюбленный! Сядь одесную Меня, пока не повергну врагов Твоих к подножию Твоему, тех, кто отвергал Меня и говорил: “Мы — боги, и нет другого Бога, кроме нас”; тех, кто пророков Твоих убивал и преследовал праведников Твоих; и Ты прогонишь их во тьму внешнюю. Там будет плачь и скрежет зубов”. Тогда воссядет Сын Божий одесную Отца Своего, и Отец даст повеление ангелам Своим, поведет их и расположит их хорами ангельскими, чтобы одеть их одеянием непорочным, и даст им неувядаемые венцы и престолы непоколебимые, а Бог посередине пребудет. И не будут они испытывать ни голод, ни жажду, Солнце не зайдет над ними и никакой зной [не будет их мучить]. Бог осушит каждую слезу на их глазах, и [Сын] воцарится с Отцом на веки веков”.

 

 

__________________________________________________

 

Примечания

 

1. Ср. с описанием Тайной Вечери в Евангелиях (Мф. 26:20-25; Мк. 14:17-21; Лк. 22:14-23 и особенно Ин. 13:21-30). “Тайная Книга” не противоречит здесь логике евангельского повествования, продолжая каноническое изложение беседы Христа с Иоанном.

2. Infimum оригинала — субстантивированное прилагательное, превосходная степень от лат. Inferus — “нижний, подземный, преисподний”.

3. Genus ignis — “род огня”. В Венской рукописи geena ignis — “геенна огненная”.

4. Речь идет о сотворении Сатаной земных морей и суши, тогда как небесные воды и Земля уже существует. В Венской рукописи несколько иначе: “Помещу воды над этой твердью, а другие воды соберу в широкие моря”.

5. Характерное для фольклора измерение духовных сокровищ земными мерами.

6. В Венской рукописи: “...до четвертого неба”.

7. В Венской рукописи говорится, что у Сатаны появилось семь хвостов, которые интерпретируются как семь смертных грехов. Сатана приобретает, таким образом, атрибуты змея и дракона.

8. В связи с просьбой к Богу о даровании покоя вспоминается известное место из заключительной части “Мастера и Маргариты”. М. Булгаков интересовался альбигойством, и, возможно, “Тайная Книга” отчасти повлияла на образность знаменитого романа.

9. Перевод четвертой главы дается по Венской рукописи, так как в Каркассонской творение мира описано кратко и без нескольких существенных подробностей.

10. Логика космогонического мифа подсказывает, что речь идет о сотворении Земли. Это подтверждается прямым упоминанием “сухой Земли” в соответствующем месте Каркассонской рукописи.

11. В Каркассонской рукописи: “...все воинства звездные”.

12. Это своеобразное разделение живых существ поясняется примечанием, сохранившимся в Венской рукописи: “Пернатые и рыбы души не имеют, как и звери не имеют души человеческой, но пернатые и рыбы от вод и воздуха, а звери от земли и воздуха получают всё, что имеют”.

13. Согласно Венской рукописи, в тело мужчины входит ангел второго неба, а в тело женщины — первого.

14. Змея — единственное животное, на которое не распространялся альбигойский запрет умерщвлять живые существа.

15. Согласно Венской рукописи Сатана из своей слюны создал Змея и поместил его в тростник, посаженный в Раю. Внушив Еве желание греха, Сатана вышел из тростника в виде змея, причем этот змей имел облик прекрасного юноши. Змей сочетался с Евой при помощи дьявольского хвоста, из которого он же и был сотворен (образ Змея, как часто бывает в мифах, построен на логических противоречиях). Лишь потом Сатана соблазнил Адама на любовный союз с Евой. Согласно другому варианту альбигойского мифа, который сохранился в трактате византийского богослова XII века Евфимия Зигабена “Против богомилов”, от Змея Ева родила сына Каина и дочь Калмену, а от Адама — Авеля, убитого впоследствии Каином. Трактат Зигабена содержит и оригинальную версию сказания о потопе. Падшие ангелы от земных женщин родили гигантов, которые, по замыслу Сатаны, должны были занять на небе место своих отцов. Но гиганты (вместе с людьми) взбунтовались против Сатаны, который и устроил потоп. Спасся только Ной, не участвовавший в бунте.

16. Последняя фраза переведена по Венской рукописи, где её формулировка пространнее и понятнее, чем в Каркассонской.

17. Эта фраза в Каркассонской рукописи отсутствует.

18. Saeculum в латинском языке означает и столетие, и поколение (33 и 1/ 3 года), и эпоху, период.

19. В Венской рукописим— voluit вместо noluit (т. е. возжелал своей славы).

20. Енох в христианских апокрифах считается святым человеком. Возможно, его определение в “Тайной Книге” как служителя Сатаны следует понимать в том смысле, что он описал небесный мир по велению Сатаны, а значит, сослужил ему службу. Не исключено также, что альбигойцы, не признававшие святость Ветхого Завета, отрицательно относились к Еноху как персонажу ветхозаветной традиции.

21. По Венской рукописи — 76 книг.

22. Этот сюжет подробно изложен в апокрифическом “Сказании о древе крестном”.

23. В Венской рукописи говорится, что Мария была послана “Через посредство Святого Духа”. Сближение высоких женских образов со Святым Духом характерно для гностической традиции.

24. По всей видимости, здесь (как и в отношении Еноха) Илия — ветхозаветный персонаж — находится, по мнению альбигойцев, под властью Сатаны. Илия воплощается в Иоанна Крестителя, и это, видимо, может рассматриваться как свидетельство бытования у альбигойцев представлений о реинкарнации.

25. Согласно Венской рукописи, эти слова были сказаны Сатаной, который возвестил о грядущем огненном крещении Христа. Крещение водой (“во имя покаяния”) соотносится, таким образом, с ветхозаветной традицией.

26. Сходное повествование о Христе, как о “хлебе жизни” есть в Евангелии от Иоанна, особо почитавшемся альбигойцами (Ин. 6:35-51).

27. Глагол castrare, стоящий здесь, в латинском языке часто означал не только “оскоплять”, но и просто “очищать”, тогда как глагол eunuchare, употребленный выше в этой фразе, имеет единственное значение “оскоплять”. Обет безбрачия (но не физического оскопления) у альбигойцев давали только духовные руководители их общин (“совершенные”).

28. В оригинале: cum consummabitor numerus justorum scilicet numerus coronatorum justorum caducorum. В Венской рукописи это загадочное пророчество сформулировано несколько иначе: cum consummabitor numerus justorum secundum numerum coronarum cadentium ( “когда составится число праведников вслед за числом падающих венцов”).

29. В Венской рукописи есть примечание к этому месту “Книги”, смягчающее его грозный апокалиптический натурализм аллегорическим истолкованием: затмевающееся Солнце — властитель на троне (Сатана?), Луна — ветхозаветный закон, звезды — его служители, четыре ветра — цари, которые будут преследовать грядущую Церковь. В Венской рукописи говорится, что Солнце будет светить не до четвертого часа, а до девятого часа.

30. То есть от четырех сторон света.

31. Последние слова в квадратных скобках добавлены по Венской рукописи.

32. В Венской рукописи—“две книги”.

33. Венская рукопись здесь обрывается.